Бюджет с замечаниями
Поступления в бюджет Ленинградской области по итогам 2013 года превысили плановые, а дефицит бюджета, напротив, составил менее 50% от плановых значений. В то же время на 73% увеличился государственный долг, а муниципальный долг отдельных районов Ленобласти составляет более 20% от собственных доходов. Законодательное собрание Ленинградской области утвердило исполнение бюджета-2013 в первом и третьем чтениях, однако с вопросами и замечаниями.
Как сообщил Роман Марков, вице-губернатор – председатель Комитета финансов Ленинградской области, регион показал рост (на 1,8%) по основному источнику налоговых поступлений в бюджет – налогу на прибыль. «Это выше, чем в других субъектах РФ», – уточнил Роман Марков. Более чем на 1% выросли поступления от налогов на доходы физических лиц. Серьезный, по мнению профильного вице-губернатора, темп роста продемонстрировал земельный налог – 24,3%. «Усилия, которые мы совместно с муниципалами прилагали по собираемости данного налога, дали свой результат. Хотя в целом цифра 2,9 млрд рублей не кажется существенной по сравнению с налогом на прибыль, тем не менее необходимо отметить положительную динамику», – констатировал Роман Марков.
В расходной части областного бюджета заметно выросла доля отчислений на ЖКХ – это произошло преимущественно за счет расходов на компенсацию межтарифной разницы поставщикам ресурсов.
На 73% – до 16,5% от собственных доходов – увеличился в 2013 году государственный долг Ленинградской области. «Это обусловлено тем, что бюджет исполнялся с дефицитом, и нам необходимо было покрывать дефицит привлечением заемных средств. Тем не менее по сравнению с другими субъектами РФ мы удержались на достаточно безопасном уровне госдолга, что было отмечено в результате проверок международными рейтинговыми агентствами», – уточнил вице-губернатор. В то же время, признал он, тревогу регионального правительства вызывает динамика муниципального долга отдельных районов Ленобласти. Подпорожский, Тихвинский и Лодейнопольский районы, по словам Романа Маркина, «находятся уже в довольно серьезном состоянии по долговой нагрузке». Как следствие, на уровне субъекта Федерации принято решение об особом контроле муниципальных районов с долгом свыше 20% от собственных доходов. «С ними будут заключены соглашения, где мы пропишем меры по снижению уровня задолженности», – сообщил вице-губернатор. Региональные власти намерены, кроме того, активно работать над сокращением возврата средств со счетов муниципальных районов. На начало года они составили 3,276 млрд рублей. «В условиях, когда нам приходится занимать средства на покрытие дефицита, такая ситуация не может не беспокоить», – заявил Роман Марков.
86% расходных обязательств бюджета Ленинградской области исполняется усилиями 10 главных распорядителей. Лидируют среди них комитеты по здравоохранению, образованию и АПК (по которым уровень исполнения составил в 2013 году 99% и более). В то же время комитеты по дорожному хозяйству и по строительству исполнили бюджетные обязательства в значительно меньшем объеме. «Исполнение средств на 61% на модернизацию дошкольного образования привело к тому, что в 2014 году мы не получили федеральных субсидий, и сегодня у нас есть проблема с запланированным строительством детских садов», – прокомментировал Роман Марков. «Губернатор очень жестко поставил вопрос об исполнении программ по направлениям строительного и дорожного блоков, и результаты кадровой политики мы видим», – добавил он.
С учетом результатов исполнения государственных программ Ленинградской области в 2013 году уже внесены корректировки. «Мы считаем, что до 1 апреля каждого года необходимо представить всю проектно-сметную документацию на торги. В противном случае бюджетные средства перераспределяются на то направление, где сметная документация готова. Надеемся, что по 2014 году как минимум по дорожному фонду мы сможем добиться более высоких показателей исполнения», – заявил вице-губернатор, курирующий финансовый блок.
Мнение:
Никита Мельников, депутат Законодательного собрания Ленобласти:
– Хотел бы обратить внимание на тревожную симптоматику в отчетной части. Наблюдается снижение налога на совокупный доход, снижение налога, исчисляемого с применением упрощенной схемы налогообложения. Мы имеем абсолютно негативную ситуацию с точки зрения бизнеса. В том смысле, что сокращается зона бизнеса, количество реально работающих предприятий. В самом бюджете это наиболее показательная ситуация: прочие доходы не растут, доходы от использования имущества не растут. А это доходная часть с точки зрения статей, которые для любой экономической системы являются базовыми.