Тайны кирпичных знаков
Наличие клейма, своеобразного «паспорта» кирпича, объединило 200 экспонатов выставки «Тайны кирпичных знаков», организованной в Музее кирпича на Южном шоссе, 55.
Кирпичные клейма – не просто отпечаток логотипа завода-изготовителя, а целая история судеб. Первые надписи на кирпичах появились еще в I веке до н. э. – тогда при строительстве Вавилона на кирпичи ставили клеймо царя Навуходоносора.
В Музее кирпича, открытом Группой ЛСР (крупнейший производитель этого материала в регионе), представлены в основном клейменые кирпичи, которые происходят из Петербурга и относятся к концу XIX века – в этот период в связи с экономическим ростом в России появилось большое количество частных кирпичных заводов. С 1847 года закон обязал их владельцев клеймить кирпичи для удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой продукции. Чаще всего владельцы использовали свои инициалы или фамилии. В собрании музея есть и забавные совпадения фамилий производителей, например клейма «Ленинъ», «Ермакъ» или «Хилль».
Клеймо не только сообщало покупателю фамилию владельца завода, но и говорило о дате производства кирпича, о качестве продукции. Например, завод Богдановича после его смерти достался жене, Анне Евстафьевне Богданович, у которой по какой-то причине производственные дела пошли хуже, и совладельцем завода стал господин Вейс. Затем он выкупил и ее долю и полностью стал хозяином завода. Но марка «Богданович» к тому времени была очень известна, кирпич славился своим хорошим качеством. Тогда Вейс посчитал необходимым написать на кирпиче «Вейсъ бывш. Бч», что значило «Вейс бывший Богданович»: владелец другой, а кирпич прежний, отличного качества.
Клеймо могло стать удачным маркетинговым ходом на фоне конкурентов: например, хозяину завода «Подкова» генерал-майору Виктору Александровичу Спечинскому за ратные заслуги офицера кавалерийского лейб-гвардейского полка разрешили клеймить кирпичи этим известным символом. Неудивительно, что дела у предпринимателя, использовавшего приносящий удачу «товарный знак», быстро пошли вверх.
Интересно, что крупное глубокое клеймо не только предоставляло информацию, но и приносило практическую пользу: при его наличии деформация стенки на сдвиг существенно снижалась, и стены получались прочнее. Именно поэтому кирпичи всегда клали клеймом вниз.
В экспозиции представлены не только петербургские кирпичи из собрания музея, но и 30 старинных кирпичей из различных уголков России и мира из собрания петербургского коллекционера Владимира Смирнова. Занимательные истории, «рассказанные» кирпичными клеймами, можно будет узнать до донца июня 2011 года.
Кирпичные клейма – не просто отпечаток логотипа завода-изготовителя, а целая история судеб. Первые надписи на кирпичах появились еще в I веке до н. э. – тогда при строительстве Вавилона на кирпичи ставили клеймо царя Навуходоносора.
В Музее кирпича, открытом Группой ЛСР (крупнейший производитель этого материала в регионе), представлены в основном клейменые кирпичи, которые происходят из Петербурга и относятся к концу XIX века – в этот период в связи с экономическим ростом в России появилось большое количество частных кирпичных заводов. С 1847 года закон обязал их владельцев клеймить кирпичи для удостоверения принадлежности заводу и гарантии качества выпускаемой продукции. Чаще всего владельцы использовали свои инициалы или фамилии. В собрании музея есть и забавные совпадения фамилий производителей, например клейма «Ленинъ», «Ермакъ» или «Хилль».
Клеймо не только сообщало покупателю фамилию владельца завода, но и говорило о дате производства кирпича, о качестве продукции. Например, завод Богдановича после его смерти достался жене, Анне Евстафьевне Богданович, у которой по какой-то причине производственные дела пошли хуже, и совладельцем завода стал господин Вейс. Затем он выкупил и ее долю и полностью стал хозяином завода. Но марка «Богданович» к тому времени была очень известна, кирпич славился своим хорошим качеством. Тогда Вейс посчитал необходимым написать на кирпиче «Вейсъ бывш. Бч», что значило «Вейс бывший Богданович»: владелец другой, а кирпич прежний, отличного качества.
Клеймо могло стать удачным маркетинговым ходом на фоне конкурентов: например, хозяину завода «Подкова» генерал-майору Виктору Александровичу Спечинскому за ратные заслуги офицера кавалерийского лейб-гвардейского полка разрешили клеймить кирпичи этим известным символом. Неудивительно, что дела у предпринимателя, использовавшего приносящий удачу «товарный знак», быстро пошли вверх.
Интересно, что крупное глубокое клеймо не только предоставляло информацию, но и приносило практическую пользу: при его наличии деформация стенки на сдвиг существенно снижалась, и стены получались прочнее. Именно поэтому кирпичи всегда клали клеймом вниз.
В экспозиции представлены не только петербургские кирпичи из собрания музея, но и 30 старинных кирпичей из различных уголков России и мира из собрания петербургского коллекционера Владимира Смирнова. Занимательные истории, «рассказанные» кирпичными клеймами, можно будет узнать до донца июня 2011 года.
рубрика:
Саморегулирование