«Задача строителей – строить»
Выйдя из кризиса, большинство застройщиков начали постепенно поднимать цены на строящееся жилье. Тем не менее остаются компании, которые продолжают держать стоимость квартир на низком уровне не в ущерб качеству строительства. О том, за счет чего это удается, рассказывает руководитель Компании ЛЭК Павел Андреев.
– Сейчас самые низкие цены на строящееся жилье на нулевом цикле, ЛЭКу же удается держать их и в домах с уже высокой стадией готовности. За счет чего это получается?
– Можно честно признаться: до кризиса никто особенно об экономии не думал – рынок рос, росли цены, поэтому главное было успевать строить, продавать, покупать новые земельные участки, чтобы как можно быстрее опять начинать возводить новые дома. В такой гонке не только о сокращении себестоимости, но нередко о качестве некогда было думать. Всех отрезвил кризис. В период кризиса, когда резко упал спрос на квартиры, мы были вынуждены снизить себестоимость строительства. Этого нам удалось добиться благодаря значительной экономии на оптовых закупках строительных материалов и подрядных работ, так как компания одновременно возводит сразу несколько объектов.
– Но сейчас же и поставщики, и подрядчики повышают цены. Как это влияет на себестоимость строящегося жилья?
– Рост, конечно, есть. Так, например, бетонные смеси за прошлый год выросли примерно на 20%, по остальным материалам повышение цен было в пределах 7-25%. Тем не менее подрядный рынок стал более конкурентоспособным, а значит, застройщик может выбирать те компании, которые выполняют работы дешевле, но без потери качества. Кроме того, мы изначально находимся в привилегированном положении – мы можем предложить подрядчику сразу большой объем работ – сейчас ЛЭК занимает первое место в городе по количеству строящейся жилплощади. И соответственно, получить от него меньшую цену.
Благодаря такому подходу Компания ЛЭК может предложить покупателям жилье бизнес-класса по цене «эконома». Пример – жилой комплекс «Лондон Парк». Это клубный жилой комплекс с внутренней охраняемой территорией, на которой разместятся спортивный и торгово-развлекательный комплексы, бассейн, школа и детский сад. Таким образом, все преимущества клубного проживания становятся доступными для людей со средним уровнем доходов.
– Какова сейчас рентабельность ваших строек?
– В пределах 7-10%. Да, по сравнению с некоторыми компаниями, у которых рентабельность под 50%, это мало. Но мы предпочитаем работать на меньшей марже, но с большими объемами строящегося и продаваемого жилья. Я считаю, что это наиболее правильный подход к бизнесу. Но сейчас постепенно цены на квартиры в наших жилых комплексах повышаются. Это объясняется ростом готовности жилых комплексов и активизацией спроса. Ведь жилье до сих пор остается в дефиците, который обусловлен более серьезными причинами, чем сокращение числа проектов из-за временных финансовых трудностей. Жилой фонд Петербурга — 110 млн кв. м, каждые 50 лет квартирный фонд должен обновляться. Объем нового строительства составляет 2% от площади жилья. Два миллиона метров ежегодно – это даже не обеспечивает замещения того жилья, которое просто выбывает по причине ветхости.
Поэтому задача строительного комплекса – строить, и строить как можно больше. Возможности для этого есть, но пока главная проблема – недостаточность платежеспособного спроса. По нашим расчетам, доля потенциальных покупателей – максимум 10% горожан. Хотя в последнее время на рынок стали возвращаться инвесторы, что свидетельствует о постепенном подъеме строительной отрасли.
– Сейчас самые низкие цены на строящееся жилье на нулевом цикле, ЛЭКу же удается держать их и в домах с уже высокой стадией готовности. За счет чего это получается?
– Можно честно признаться: до кризиса никто особенно об экономии не думал – рынок рос, росли цены, поэтому главное было успевать строить, продавать, покупать новые земельные участки, чтобы как можно быстрее опять начинать возводить новые дома. В такой гонке не только о сокращении себестоимости, но нередко о качестве некогда было думать. Всех отрезвил кризис. В период кризиса, когда резко упал спрос на квартиры, мы были вынуждены снизить себестоимость строительства. Этого нам удалось добиться благодаря значительной экономии на оптовых закупках строительных материалов и подрядных работ, так как компания одновременно возводит сразу несколько объектов.
– Но сейчас же и поставщики, и подрядчики повышают цены. Как это влияет на себестоимость строящегося жилья?
– Рост, конечно, есть. Так, например, бетонные смеси за прошлый год выросли примерно на 20%, по остальным материалам повышение цен было в пределах 7-25%. Тем не менее подрядный рынок стал более конкурентоспособным, а значит, застройщик может выбирать те компании, которые выполняют работы дешевле, но без потери качества. Кроме того, мы изначально находимся в привилегированном положении – мы можем предложить подрядчику сразу большой объем работ – сейчас ЛЭК занимает первое место в городе по количеству строящейся жилплощади. И соответственно, получить от него меньшую цену.
Благодаря такому подходу Компания ЛЭК может предложить покупателям жилье бизнес-класса по цене «эконома». Пример – жилой комплекс «Лондон Парк». Это клубный жилой комплекс с внутренней охраняемой территорией, на которой разместятся спортивный и торгово-развлекательный комплексы, бассейн, школа и детский сад. Таким образом, все преимущества клубного проживания становятся доступными для людей со средним уровнем доходов.
– Какова сейчас рентабельность ваших строек?
– В пределах 7-10%. Да, по сравнению с некоторыми компаниями, у которых рентабельность под 50%, это мало. Но мы предпочитаем работать на меньшей марже, но с большими объемами строящегося и продаваемого жилья. Я считаю, что это наиболее правильный подход к бизнесу. Но сейчас постепенно цены на квартиры в наших жилых комплексах повышаются. Это объясняется ростом готовности жилых комплексов и активизацией спроса. Ведь жилье до сих пор остается в дефиците, который обусловлен более серьезными причинами, чем сокращение числа проектов из-за временных финансовых трудностей. Жилой фонд Петербурга — 110 млн кв. м, каждые 50 лет квартирный фонд должен обновляться. Объем нового строительства составляет 2% от площади жилья. Два миллиона метров ежегодно – это даже не обеспечивает замещения того жилья, которое просто выбывает по причине ветхости.
Поэтому задача строительного комплекса – строить, и строить как можно больше. Возможности для этого есть, но пока главная проблема – недостаточность платежеспособного спроса. По нашим расчетам, доля потенциальных покупателей – максимум 10% горожан. Хотя в последнее время на рынок стали возвращаться инвесторы, что свидетельствует о постепенном подъеме строительной отрасли.
рубрика:
Точка зрения