Удержаться на больших объемах
Доходы части застройщиков постепенно возвращаются на докризисный уровень. При этом рынок все больше делится на компании, которые держат высокие цены на жилье и получают большую маржу, и застройщиков, работающих на больших объемах продаж и небольшой рентабельности. К последним, в частности, относятся те, кто реализует проекты комплексного освоения территорий.
Официальной и достоверной информации о доходах мало, поэтому в ее оценке можно либо ориентироваться на данные двух публичных строительных компаний – Группы ЛСР и холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ», либо на слова самих застройщиков.
Рост на экономии
В период кризиса рентабельность работы по большинству проектов большей части строительных компаний если и не снизилась до нуля, то упала значительно. Проблема была в том, что вложения в проекты застройщики делали по докризисным расценкам, а для того чтобы хоть как-то продавать и обеспечивать денежный поток, цены на квартиры пришлось снижать на 25-30%. Тем не менее, как признаются строители, очень мало проектов по итогам кризиса оказались с нулевой рентабельностью или убыточными. По большинству домов хоть небольшой плюс заработать удалось. В основном за счет сокращения внутренней себестоимости и жесткой работы с подрядчиками и поставщиками строительных материалов.
Надежда Калашникова, директор по развитию компании ЛЭК, говорит: «В период кризиса, когда резко упал спрос на квартиры, мы были вынуждены снизить себестоимость строительства. Этого нам удалось добиться благодаря значительной экономии на оптовых закупках строительных материалов и подрядных работ, так как компания одновременно возводит сразу несколько объектов. Кроме того, нам удалось договориться со многими поставщиками и подрядчиками о снижении цены на строительные работы и материалы».
Заложенная в кризис экономия начинает давать эффект сейчас. Так, по данным ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ», общая рентабельность за I квартал 2011 года составила 45,6%, рентабельность продаж – 26,6% (в I квартале 2010 года – 34,8% и 25,7% соответственно). В самой компании пояснять, за счет чего получены такие цифры, не захотели.
Эксперты рынка считают эту цифру не совсем характерной для рынка. По их словам, во многом она обусловлена недавним IPO холдинга. В целом же пока рентабельность строительных компаний отстает от докризисного уровня. «На докризисные уровни рентабельность не вернулась, но составляет приемлемую величину, которая позволяет входить в новые проекты. Мы продолжаем повышать рентабельность, оптимизируя структуру компании, документооборот, финансовое планирование и прочие процессы», – поясняет генеральный директор ЗАО «Ойкумена» Лев Гниденко.
Конкуренция маржой
Впрочем, в ближайшее время рентабельность может начать снижаться, причина – в росте себестоимости строительства и других издержек, при том что цены на жилье практически не растут. «Затраты растут, стоимость реализации остается на прежнем уровне, а спрос в сравнении с пиком кризиса увеличился незначительно. Но проблема компаний не столько в рентабельности, сколько в большом количестве нереализованных активов. Это создает большую нагрузку на бюджеты организаций и дефицит оборотных средств, потому что огромные суммы заморожены в этих проектах», – считает управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев.
По данным СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», на конец апреля 2011 года средняя расчетная стоимость строительства 1 кв. м составила порядка 52 тыс. рублей. При этом за 2010 год себестоимость строительства жилья возросла более чем на 4%. Беслан Берсиров отмечает: «Помимо роста основных тарифов за прошлый год довольно существенно выросла цена на наш основной строительный материал: за 2010 год цены на кирпич разных марок выросли в среднем на 12%». «Сейчас наша рентабельность остается прежней только за счет того, что договоры на приобретение стройматериалов заключаем на долгосрочной основе, пытаясь зафиксировать цену на начальном этапе. А так, естественно, если стоимость стройматериалов выросла, то рентабельность должна уменьшиться, чудес не бывает», – говорит Олег Еремин, первый вице-президент группы компаний «Балтрос».
Если судить по количеству крупных проектов, постоянно появляющихся на рынке, объем ввода и конкуренция в отрасли будут только нарастать. А это значит, что согласно законам рынка рентабельность будет снижаться. И основную нишу на рынке займут крупные строительные компании, обладающие эффектом экономии и масштаба. С этим утверждением согласен Олег Еремин. «У нас рентабельность составляет около 5-7%. Нас этот показатель устраивает, потому что мы работаем на больших объемах строительства. Так, за прошлый год мы построили и сдали 326 тыс. кв. м жилья. В этом году будет примерно столько же. Понятно, что если застройщик строит по 5-10 тыс. кв. м с такой же, как у нас, рентабельностью, он долго не протянет», – считает он.
Цифра
5-7% составляет сегодня рентабельность у некоторых крупных строительных компаний
Официальной и достоверной информации о доходах мало, поэтому в ее оценке можно либо ориентироваться на данные двух публичных строительных компаний – Группы ЛСР и холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ», либо на слова самих застройщиков.
Рост на экономии
В период кризиса рентабельность работы по большинству проектов большей части строительных компаний если и не снизилась до нуля, то упала значительно. Проблема была в том, что вложения в проекты застройщики делали по докризисным расценкам, а для того чтобы хоть как-то продавать и обеспечивать денежный поток, цены на квартиры пришлось снижать на 25-30%. Тем не менее, как признаются строители, очень мало проектов по итогам кризиса оказались с нулевой рентабельностью или убыточными. По большинству домов хоть небольшой плюс заработать удалось. В основном за счет сокращения внутренней себестоимости и жесткой работы с подрядчиками и поставщиками строительных материалов.
Надежда Калашникова, директор по развитию компании ЛЭК, говорит: «В период кризиса, когда резко упал спрос на квартиры, мы были вынуждены снизить себестоимость строительства. Этого нам удалось добиться благодаря значительной экономии на оптовых закупках строительных материалов и подрядных работ, так как компания одновременно возводит сразу несколько объектов. Кроме того, нам удалось договориться со многими поставщиками и подрядчиками о снижении цены на строительные работы и материалы».
Заложенная в кризис экономия начинает давать эффект сейчас. Так, по данным ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ», общая рентабельность за I квартал 2011 года составила 45,6%, рентабельность продаж – 26,6% (в I квартале 2010 года – 34,8% и 25,7% соответственно). В самой компании пояснять, за счет чего получены такие цифры, не захотели.
Эксперты рынка считают эту цифру не совсем характерной для рынка. По их словам, во многом она обусловлена недавним IPO холдинга. В целом же пока рентабельность строительных компаний отстает от докризисного уровня. «На докризисные уровни рентабельность не вернулась, но составляет приемлемую величину, которая позволяет входить в новые проекты. Мы продолжаем повышать рентабельность, оптимизируя структуру компании, документооборот, финансовое планирование и прочие процессы», – поясняет генеральный директор ЗАО «Ойкумена» Лев Гниденко.
Конкуренция маржой
Впрочем, в ближайшее время рентабельность может начать снижаться, причина – в росте себестоимости строительства и других издержек, при том что цены на жилье практически не растут. «Затраты растут, стоимость реализации остается на прежнем уровне, а спрос в сравнении с пиком кризиса увеличился незначительно. Но проблема компаний не столько в рентабельности, сколько в большом количестве нереализованных активов. Это создает большую нагрузку на бюджеты организаций и дефицит оборотных средств, потому что огромные суммы заморожены в этих проектах», – считает управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев.
По данным СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», на конец апреля 2011 года средняя расчетная стоимость строительства 1 кв. м составила порядка 52 тыс. рублей. При этом за 2010 год себестоимость строительства жилья возросла более чем на 4%. Беслан Берсиров отмечает: «Помимо роста основных тарифов за прошлый год довольно существенно выросла цена на наш основной строительный материал: за 2010 год цены на кирпич разных марок выросли в среднем на 12%». «Сейчас наша рентабельность остается прежней только за счет того, что договоры на приобретение стройматериалов заключаем на долгосрочной основе, пытаясь зафиксировать цену на начальном этапе. А так, естественно, если стоимость стройматериалов выросла, то рентабельность должна уменьшиться, чудес не бывает», – говорит Олег Еремин, первый вице-президент группы компаний «Балтрос».
Если судить по количеству крупных проектов, постоянно появляющихся на рынке, объем ввода и конкуренция в отрасли будут только нарастать. А это значит, что согласно законам рынка рентабельность будет снижаться. И основную нишу на рынке займут крупные строительные компании, обладающие эффектом экономии и масштаба. С этим утверждением согласен Олег Еремин. «У нас рентабельность составляет около 5-7%. Нас этот показатель устраивает, потому что мы работаем на больших объемах строительства. Так, за прошлый год мы построили и сдали 326 тыс. кв. м жилья. В этом году будет примерно столько же. Понятно, что если застройщик строит по 5-10 тыс. кв. м с такой же, как у нас, рентабельностью, он долго не протянет», – считает он.
Цифра
5-7% составляет сегодня рентабельность у некоторых крупных строительных компаний
рубрика:
Финансы
автор:
Николай Волков