Северо-Запад скоординирован для решения инвестиционных вопросов
В Петербурге состоялось первое заседание Координационного совета по развитию саморегулирования в строительной отрасли Северо-Западного федерального округа. На заседании были озвучены итоги IV Всероссийского съезда саморегулируемых организаций, обозначены важнейшие направления деятельности вновь созданного совещательного органа, обозначены сроки проведения III Съезда строителей Северо-Запада в Петербурге. Участники мероприятия поделились своим видением целей и задач, которые стоят перед Координационным советом.
Илья Клебанов, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе приветствовал членов Координационного совета:
– Мировой экономический кризис не мог не отразиться на состоянии строительного сегмента рынка, реализации в полном объеме приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Мы помним это время – было немало пессимистов, предрекающих длительную стагнацию и крах отрасли. Хочу особо отметить, что благодаря особому профессионализму сектор подтвердил свою активность, жизнеспособность и востребованность. Более того, смог найти новые прогрессивные формы деятельности – я имею в виду переход отрасли от государственного лицензирования к саморегулированию.
Объем выполненных работ по строительству в 2010 году в СЗФО составил 589 млрд рублей. Общая площадь в регионе жилых домов составила 5 млн 541 тыс. кв. м.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что формирование системы саморегулирования в СЗФО успешно завершено и саморегулирование вступило в стадию реализации новых базовых функций.
Александр Вахмистров, председатель Координационного совета, первый вице-президент НОСТРОЙ, генеральный директор, председатель правления ОАО «Группа ЛСР»:
– Основным итогом прошедшего 2010-го и начала текущего 2011 года было то, что саморегулирование состоялось, и все структурные вопросы уже решены. В частности, распоряжением полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова был создан Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли Северо-Западного федерального округа. Сегодня в строительстве действуют около 240 СРО, и все они входят в национальные объединения. Однако не все вопросы требуют взаимодействия непосредственно с федеральным центром, некоторые проблемы проще решать на местах, поэтому было принято решение о создании Координационного совета в округе. В совет вошли около 60 представителей органов региональной исполнительной власти и строительных саморегулируемых организаций. На заседании было принято предложение расширить совет и включить в его состав представителей СРО проектировщиков и изыскателей. Основная задача вновь созданного совещательного органа – реализация на территории СЗФО государственной политики в области развития саморегулирования в строительной отрасли и координация деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в СЗФО. Совет будет решать целый ряд вопросов: это и снятие административных барьеров, и развитие промышленности строительных материалов. Есть федеральные барьеры, есть региональные барьеры, и взаимодействие субъектов федерации по многим вопросам гораздо эффективнее проводить в рамках федерального округа, без обращения в НОСТРОЙ.
На заседании Координационного совета было принято решение о создании нескольких комиссий, на сегодняшний день уже обозначены пять. Это комиссии по жилищному и гражданскому строительству, по строительным материалам, изделиям и конструкциям, по страхованию и финансовым рискам, по ипотечному кредитованию строящегося жилья и по законодательству в сфере недвижимости и строительства. Список этот пока не закрыт, и мы договорились, что все участники совета смогут инициировать создание новых комиссий, при условии что сами будут работать в этих комиссиях. В целом же считаю, что первое заседание Координационного совета прошло нормально, обговорили все организационные вопросы. Мы получили приглашение 24 июня выступить на совете губернаторов СЗФО и рассказать о развитии системы саморегулирования в строительстве в округе.
Что касается саморегулирования в промышленности стройматериалов, то я не ожидаю его развития, потому что в этом сегменте и так достаточно документов, регламентирующих и регулирующих деятельность, – строительные материалы подлежат сертификации, существуют и нормативные требований к самому продукту. Например, кирпичный завод выпускает кирпич, он должен соответствовать конкретным техническим параметрам, которые определяются лабораторным путем и соответствуют ГОСТам и техническим условиям.
Если говорить о строительстве, то совсем недавно премьер-министр РФ Владимир Путин проводил совещание по развитию строительной отрасли, на котором отметил, что нужно не только сбалансировать объемы строительства и промышленности строительных материалов, но и создавать современные производства, внедрять новые технологии. Например, заводы Группы ЛСР по производству изделий для строительства зданий из сборного железобетона – это уже совершенно новый уровень, другой век. В стране не так много модернизированных домостроительных комбинатов, нужна государственная программа развития и поддержки промышленности стройматериалов, которая будет способствовать внедрению нового оборудования и получению продукта нового, более высокого качества. Сегодня на большинстве производств строительных материалов используется датское, китайское, немецкое оборудование, так как в России ему нет аналогов.
Относительно IV Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве могу сказать, что он прошел конструктивно, мы приняли все протокольные вопросы, внесли изменения в устав. Мы отметили, что НОСТРОЙ удачно поработал в рамках подготовки системы аттестации. Были разработаны определенные стандарты, система аттестации, проведение которой схоже с экзаменами по ЕГЭ, введена компьютерная программа проверки знаний. Этот документ является базовым и носит рекомендательный характер. Дальше дело каждой СРО – использовать эти разработки или нет, система уже активно работает. Я считаю, что этот порядок неплохой. По закону требуется регулярная переаттестация персонала всех компаний, по стандартам НОСТРОЙ она проходит бесплатно, ее могут проводить многочисленные научные, учебные центры, техникумы, ПТУ, которые соответствуют необходимым требованиям.
Работа НОСТРОЙ в будущем в основном будет сосредоточена на техническом регулировании, стандарты которого перекликаются с требованиями ЕврАзЭС и Таможенного союза. Это совпадает и с видением Министерства регионального развития. При формировании норм технического регулирования мы должны иметь единое представление о строительной продукции и самих строительных процессах. Это большая работа, в которую вовлечены все национальные объединения, и совместно с Минрегионом принята целая программа по разработке этих документов.
Сергей Зимин, заместитель председателя Координационного совета, заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе:
– Действительно, создание Координационного совета – для нас очень серьезный шаг, к тому же вы знаете, что саморегулирование осуществляется не только в строительной, изыскательской, проектной деятельности. Финансовый рынок сейчас тоже объединяется в СРО, активны и риэлторские организации, представитель которых тоже введен в совет. Саморегулирование развивается во многих сферах деятельности. Государство передает часть своих полномочий, которые ранее осуществляло само, с целью снижения административного регулирования бизнеса. В строительстве саморегулирование началось раньше других секторов экономики, и мы решили не создавать совет, который бы объединял все проблемы в саморегулировании, а выбрали аспекты, которые наиболее важны. Это безопасность граждан, социальные программы исполнительной власти, программы регионов – они во многом упираются в строительство. В частности, национальный проект «Доступное жилье – гражданам России» стоит на повестке дня саморегулируемых организаций прежде всего. Поэтому мы решили этот сектор экономики избрать как пилотный и провели первое заседание Координационного совета.
Хочу отметить, что советы при полпреде создаются довольно часто как консультативно-совещательные органы, как правило, их возглавляют сотрудники аппарата или их заместители. Это единственный совет, который возглавляет представитель бизнеса, авторитетный, опытный человек Александр Вахмистров. Мы рассчитываем, что этот совещательный орган будет работать более демократично. Для нас это площадка для обмена опытом и общения, для мониторинга ситуации, мы регулярно информируем президента РФ, Совет безопасности РФ о том, как развиваются те или иные секторы экономики, какие процессы там происходят. На базе совета надо дать возможность объединиться различным направлениям в саморегулировании. Сегодня уже принято предложение ввести в его состав представителей проектных и изыскательских организаций, поскольку все находятся в цепочке взаимосвязи при осуществлении строительных работ. Вместе мы будем обсуждать вопросы, которые не услышали на региональном уровне. У нас есть достаточно полномочий для того, чтобы проинформировать высшее руководство страны о ситуации. Координационный совет должен снимать самый верх проблем в строительной отрасли, выносить их на уровень полномочного представителя президента уже экспертно и социально очищенными, поэтому нужна экспертиза назревших проблем в рамках совета. Мы же в силу своих функций будем добиваться их решения.
Нам бы хотелось, чтобы развитие саморегулирования перешло в нормальное цивилизованное русло, и все участники рынка могли взаимодействовать на совершенно цивилизованной основе. Мы пригласили для работы в совете антимонопольные органы, которые контролируют работу в том числе и на строительном рынке, поэтому здесь представлены интересы как государственных органов, так и бизнеса. Мы рассчитываем на то, что в течение этого года нам удастся не только исправить те недостатки, которые возникли на этапе становления системы саморегулирования, но и повлиять на законы, которые сегодня мешают продвижению инвестиций. По поручению президента РФ в каждом федеральном округе введены уполномоченные по сопровождению инвестиционных процессов. Параметры работы на сегодняшний день еще определяются, но уже понятно, что есть насущная необходимость в ручном режиме сопровождения инвестиционных проектов регионального, межрегионального, федерального значения, с тем чтобы максимально снизить время и издержки на согласование этих проектов и на претворение их в жизнь. Большой пласт проблем, возникающих на пути инвестора, определен федеральным законодательством, но и правоприменительная практика в регионах тоже вносит свою лепту в создание административных барьеров, поэтому функция уполномоченного будет заключаться в том, чтобы выносить на федеральный уровень возникающие проблемы и сопровождать проекты. В рамках стратегии социального развития в СЗФО заявлено 286 инвестиционных проектов со сроком реализации до 2020 года, большинство из них так или иначе связаны со строительством. 27 мая на первом совещании в полпредстве с представителями инвесторов предполагается обсудить конкретные проблемы продвижения и реализации инвестпроектов в округе. Мы обязаны вести реестр инвесторов, определить куратора каждой группы проектов по отраслевому принципу. Крупные межрегиональные проекты мы будем продвигать в первую очередь, в некоторых случаях будет возможен и режим взаимодействия «по заявлению» инвестора для разрешения локальных проблем.
Максим Шубарев, заместитель председателя Координационного совета, президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», председатель совета директоров холдинга Setl Group:
– С точки зрения общей проблематики и деятельности Координационного совета могу сказать следующее: структура саморегулирования состоялась. СЗФО всегда был передовым. Не знаю, будет ли поддержана инициатива о создании Координационного совета другими округами РФ, но этот совет интересен тем, что саморегулирование – это бизнес, который получил от государства определенные функции, сам внутри пытается с этими функциями справиться. В совет вошли представители и бизнеса, и структур власти. Это будет совещательный орган, который поможет скоординировать совместное решение проблем, позволит выходить с определенными инициативами посредством предоставленных возможностей на федеральный уровень.
Еще в 2005 году первый съезд строителей СЗФО принял решение проводить его каждые два года, в 2007 году он состоялся, в 2009 в силу объективных причин был отменен. В настоящее время принято решение о проведении съезда, который пройдет 12 сентября 2011 года в рамках выставки «Балтийская строительная неделя». Это будет съезд не для СРО, он соберет все строительные объединения, которые входят в саморегулируемые организации, и там мы планируем поднять блок вопросов, который сегодня волнует весь строительный бизнес СЗФО и РФ. Например, рассмотрим законодательные инициативы по внесению изменений в федеральный закон, обсудим систему взаимодействий между органами власти субъектов РФ, СЗФО и бизнесом. Мы продолжим говорить о сложностях, возникающих при проведении работ в строительном комплексе, и необходимости постоянного диалога бизнеса и власти, чтобы ускорять процессы получения земли и различных разрешений на строительство, решение вопросов производства строительных материалов, потому что, к сожалению, во время кризиса многие компании ушли, и сегодня в рамках роста строительной отрасли не могут вернуться из-за возможных проблем. Нужно эти наболевшие вопросы обсуждать.
Сложившаяся структура саморегулирования в нашем федеральном округе, наличие Координационного совета – это те механизмы, с помощью которых будет развиваться строительная отрасль.
Григорий Слабиков, заместитель председателя Координационного совета, руководитель Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
– В ходе совещания неоднократно упоминалось, что необходимо пересматривать законодательство по регистрации саморегулируемых организаций. Для многих участников заседания неожиданным было то, что Ростехнадзор, который осуществляет аккредитацию СРО, пересмотрел ряд требований. Теперь при регистрации саморегулируемых организаций будет больше внимания уделяться представлению финансовых документов по формированию стабилизационного фонда, а также документов, подтверждающих, что члены формируемого СРО занимаются строительными работами. Таким образом, можно считать, что те вопросы, которые поднимали участники по поводу очистки рынка от недобросовестных организаций, большей их профессионализации, уже нашли отражение в наших действиях.
Мнения
Владимир Чмырев, президент СРО НП «Балтийский строительный комплекс», рассказал на Координационном совете об актуальных вопросах саморегулирования в строительной отрасли на территории Северо-Западного федерального округа.
На наш взгляд, не может не вызывать обеспокоенности деятельность некоторых саморегулируемых организаций, не предъявляющих к своим членам обоснованных требований, вытекающих из положений законодательства.
В соответствии с нормами Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и главы 6-1 Градостроительного кодекса России, саморегулируемая организация в области строительства должна разрабатывать и утверждать документы СРО и контролировать их соблюдение своими членами в целях предупреждения причинения вреда вследствие недостатков выполняемых работ, а также в целях повышения качества строительных работ.
В то же время практика показывает, что деятельность отдельных строительных СРО имеет мало общего с указанными выше функциями и направлена в первую очередь на привлечение в состав своих членов максимального количества организаций и индивидуальных предпринимателей.
Деятельность таких саморегулируемых организаций, по нашему мнению, не способствует утверждению системы саморегулирования в строительстве и не согласуется с определенными законодательством задачами, стоящими перед саморегулируемыми организациями.
В частности, в процессе работы с членами нашей саморегулируемой организации при осуществлении контрольной комиссией мероприятий по контролю мы столкнулись со следующей ситуацией. Некоторые организации, получив замечания в части соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований о необходимости внесения дополнительных взносов в компенсационный фонд в связи с получением свидетельства о допуске к работам по организации строительства, принимают решение о переходе в другую СРО.
По уверениям представителей этих организаций, они имеют возможность получить свидетельство о допуске в другой саморегулируемой организации, не имея необходимых специалистов и не внося дополнительных взносов в компенсационный фонд, что предусмотрено законом для лиц, осуществляющих организацию строительства. Более того, в нарушение требований Градкодекса России отдельные саморегулируемые организации предлагают участникам рынка уплачивать взносы в компенсационный фонд в рассрочку.
Такие предложения, безусловно, привлекательны для предпринимателей, заинтересованных получить свидетельство о допуске с минимальными затратами. Однако это препятствует стабильному функционированию системы саморегулирования и подрывают ее основы как инструмента обеспечения безопасности строительства.
Учитывая изложенное, полагаю необходимым создать при Координационном совете рабочую группу по контролю и мониторингу деятельности строительных саморегулируемых организаций, которая могла бы выявлять подобные нарушения и сообщать о них в орган по надзору за саморегулируемыми организациями.
Некоммерческое партнерство «Балтийский строительный комплекс» готово представить в Координационный совет имеющиеся у него материалы о конкретных нарушениях, а также возглавить работу данной группы. Также в рамках работы Координационного совета предлагаю сформировать рабочую группу по совершенствованию системы имущественной ответственности членов СРО.
Илья Константинов, президент СРО НП «Центр объединения строителей «Сфера-А», сообщил на совете о задачах по взаимодействию саморегулируемых организаций Северо-Запада.
На данный момент саморегулирование вышло на качественно новый этап развития. Мы целый год потратили на то, чтобы полноценно разобраться в законодательстве, юридических актах и вопросах технического регулирования госорганами. На данный момент у нас есть несколько рабочих площадок, на которых мы высказываем свое компетентное мнение. Это Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО (при полномочном представительстве президента Российской Федерации в СЗФО), Общественный совет по вопросам саморегулирования при правительстве Санкт-Петербурга, а также окружные конференции и ряд других площадок.
На данный момент как такового функционала для каждой площадки не выработано. Мы практически каждый раз говорим одно и тоже на этих мероприятиях. Это неправильно. При Координационном совете по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО будут созданы рабочие группы. Мы поддерживаем такую инициативу, эти рабочие группы очень нужны. На мой взгляд, необходимо иметь рабочую группу, которая бы занималась вопросами взаимодействия со средствами массовой информации.
Потому что очень важный вопрос назрел о популяризации самого понятия саморегулирования. Это понятие должно быть интересно всем – как профильным СМИ и СМИ общей направленности, потому что конечный потребитель на данный момент не имеет представления о самом понятии саморегулирования. Потребитель не знает, что такое СРО, когда покупает квартиру и принимает решение. Мы должны поставить работу на качественно новый уровень, чтобы обеспечить безопасность этого конечного потребителя, мы работаем для него.
Поэтому необходимо разделить, в частности, функционал тех площадок, где мы высказываем собственное мнение и делимся опытом. В частности, на окружных конференциях необходимо четко обозначить работу координаторов по федеральным округам от НОСТРОЙ. На Общественном совете при правительстве Санкт-Петербурга необходимо поднимать вопросы оказания помощи самому обществу, для которого мы работаем. На Координационном совете по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО необходимо полноценного обозначить взаимодействие с органами власти любого уровня. Всей нашей работой нужно показывать эффективность работы всего института саморегулирования, тем самым мы сможем победить коммерческие СРО, которые на данный момент полномасштабно пытаются захватывать рабочее пространство.
Илья Клебанов, полномочный представитель президента РФ в Северо-Западном федеральном округе приветствовал членов Координационного совета:
– Мировой экономический кризис не мог не отразиться на состоянии строительного сегмента рынка, реализации в полном объеме приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».
Мы помним это время – было немало пессимистов, предрекающих длительную стагнацию и крах отрасли. Хочу особо отметить, что благодаря особому профессионализму сектор подтвердил свою активность, жизнеспособность и востребованность. Более того, смог найти новые прогрессивные формы деятельности – я имею в виду переход отрасли от государственного лицензирования к саморегулированию.
Объем выполненных работ по строительству в 2010 году в СЗФО составил 589 млрд рублей. Общая площадь в регионе жилых домов составила 5 млн 541 тыс. кв. м.
Сегодня можно с уверенностью констатировать, что формирование системы саморегулирования в СЗФО успешно завершено и саморегулирование вступило в стадию реализации новых базовых функций.
Александр Вахмистров, председатель Координационного совета, первый вице-президент НОСТРОЙ, генеральный директор, председатель правления ОАО «Группа ЛСР»:
– Основным итогом прошедшего 2010-го и начала текущего 2011 года было то, что саморегулирование состоялось, и все структурные вопросы уже решены. В частности, распоряжением полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Ильи Клебанова был создан Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли Северо-Западного федерального округа. Сегодня в строительстве действуют около 240 СРО, и все они входят в национальные объединения. Однако не все вопросы требуют взаимодействия непосредственно с федеральным центром, некоторые проблемы проще решать на местах, поэтому было принято решение о создании Координационного совета в округе. В совет вошли около 60 представителей органов региональной исполнительной власти и строительных саморегулируемых организаций. На заседании было принято предложение расширить совет и включить в его состав представителей СРО проектировщиков и изыскателей. Основная задача вновь созданного совещательного органа – реализация на территории СЗФО государственной политики в области развития саморегулирования в строительной отрасли и координация деятельности территориальных и федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в СЗФО. Совет будет решать целый ряд вопросов: это и снятие административных барьеров, и развитие промышленности строительных материалов. Есть федеральные барьеры, есть региональные барьеры, и взаимодействие субъектов федерации по многим вопросам гораздо эффективнее проводить в рамках федерального округа, без обращения в НОСТРОЙ.
На заседании Координационного совета было принято решение о создании нескольких комиссий, на сегодняшний день уже обозначены пять. Это комиссии по жилищному и гражданскому строительству, по строительным материалам, изделиям и конструкциям, по страхованию и финансовым рискам, по ипотечному кредитованию строящегося жилья и по законодательству в сфере недвижимости и строительства. Список этот пока не закрыт, и мы договорились, что все участники совета смогут инициировать создание новых комиссий, при условии что сами будут работать в этих комиссиях. В целом же считаю, что первое заседание Координационного совета прошло нормально, обговорили все организационные вопросы. Мы получили приглашение 24 июня выступить на совете губернаторов СЗФО и рассказать о развитии системы саморегулирования в строительстве в округе.
Что касается саморегулирования в промышленности стройматериалов, то я не ожидаю его развития, потому что в этом сегменте и так достаточно документов, регламентирующих и регулирующих деятельность, – строительные материалы подлежат сертификации, существуют и нормативные требований к самому продукту. Например, кирпичный завод выпускает кирпич, он должен соответствовать конкретным техническим параметрам, которые определяются лабораторным путем и соответствуют ГОСТам и техническим условиям.
Если говорить о строительстве, то совсем недавно премьер-министр РФ Владимир Путин проводил совещание по развитию строительной отрасли, на котором отметил, что нужно не только сбалансировать объемы строительства и промышленности строительных материалов, но и создавать современные производства, внедрять новые технологии. Например, заводы Группы ЛСР по производству изделий для строительства зданий из сборного железобетона – это уже совершенно новый уровень, другой век. В стране не так много модернизированных домостроительных комбинатов, нужна государственная программа развития и поддержки промышленности стройматериалов, которая будет способствовать внедрению нового оборудования и получению продукта нового, более высокого качества. Сегодня на большинстве производств строительных материалов используется датское, китайское, немецкое оборудование, так как в России ему нет аналогов.
Относительно IV Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в строительстве могу сказать, что он прошел конструктивно, мы приняли все протокольные вопросы, внесли изменения в устав. Мы отметили, что НОСТРОЙ удачно поработал в рамках подготовки системы аттестации. Были разработаны определенные стандарты, система аттестации, проведение которой схоже с экзаменами по ЕГЭ, введена компьютерная программа проверки знаний. Этот документ является базовым и носит рекомендательный характер. Дальше дело каждой СРО – использовать эти разработки или нет, система уже активно работает. Я считаю, что этот порядок неплохой. По закону требуется регулярная переаттестация персонала всех компаний, по стандартам НОСТРОЙ она проходит бесплатно, ее могут проводить многочисленные научные, учебные центры, техникумы, ПТУ, которые соответствуют необходимым требованиям.
Работа НОСТРОЙ в будущем в основном будет сосредоточена на техническом регулировании, стандарты которого перекликаются с требованиями ЕврАзЭС и Таможенного союза. Это совпадает и с видением Министерства регионального развития. При формировании норм технического регулирования мы должны иметь единое представление о строительной продукции и самих строительных процессах. Это большая работа, в которую вовлечены все национальные объединения, и совместно с Минрегионом принята целая программа по разработке этих документов.
Сергей Зимин, заместитель председателя Координационного совета, заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе:
– Действительно, создание Координационного совета – для нас очень серьезный шаг, к тому же вы знаете, что саморегулирование осуществляется не только в строительной, изыскательской, проектной деятельности. Финансовый рынок сейчас тоже объединяется в СРО, активны и риэлторские организации, представитель которых тоже введен в совет. Саморегулирование развивается во многих сферах деятельности. Государство передает часть своих полномочий, которые ранее осуществляло само, с целью снижения административного регулирования бизнеса. В строительстве саморегулирование началось раньше других секторов экономики, и мы решили не создавать совет, который бы объединял все проблемы в саморегулировании, а выбрали аспекты, которые наиболее важны. Это безопасность граждан, социальные программы исполнительной власти, программы регионов – они во многом упираются в строительство. В частности, национальный проект «Доступное жилье – гражданам России» стоит на повестке дня саморегулируемых организаций прежде всего. Поэтому мы решили этот сектор экономики избрать как пилотный и провели первое заседание Координационного совета.
Хочу отметить, что советы при полпреде создаются довольно часто как консультативно-совещательные органы, как правило, их возглавляют сотрудники аппарата или их заместители. Это единственный совет, который возглавляет представитель бизнеса, авторитетный, опытный человек Александр Вахмистров. Мы рассчитываем, что этот совещательный орган будет работать более демократично. Для нас это площадка для обмена опытом и общения, для мониторинга ситуации, мы регулярно информируем президента РФ, Совет безопасности РФ о том, как развиваются те или иные секторы экономики, какие процессы там происходят. На базе совета надо дать возможность объединиться различным направлениям в саморегулировании. Сегодня уже принято предложение ввести в его состав представителей проектных и изыскательских организаций, поскольку все находятся в цепочке взаимосвязи при осуществлении строительных работ. Вместе мы будем обсуждать вопросы, которые не услышали на региональном уровне. У нас есть достаточно полномочий для того, чтобы проинформировать высшее руководство страны о ситуации. Координационный совет должен снимать самый верх проблем в строительной отрасли, выносить их на уровень полномочного представителя президента уже экспертно и социально очищенными, поэтому нужна экспертиза назревших проблем в рамках совета. Мы же в силу своих функций будем добиваться их решения.
Нам бы хотелось, чтобы развитие саморегулирования перешло в нормальное цивилизованное русло, и все участники рынка могли взаимодействовать на совершенно цивилизованной основе. Мы пригласили для работы в совете антимонопольные органы, которые контролируют работу в том числе и на строительном рынке, поэтому здесь представлены интересы как государственных органов, так и бизнеса. Мы рассчитываем на то, что в течение этого года нам удастся не только исправить те недостатки, которые возникли на этапе становления системы саморегулирования, но и повлиять на законы, которые сегодня мешают продвижению инвестиций. По поручению президента РФ в каждом федеральном округе введены уполномоченные по сопровождению инвестиционных процессов. Параметры работы на сегодняшний день еще определяются, но уже понятно, что есть насущная необходимость в ручном режиме сопровождения инвестиционных проектов регионального, межрегионального, федерального значения, с тем чтобы максимально снизить время и издержки на согласование этих проектов и на претворение их в жизнь. Большой пласт проблем, возникающих на пути инвестора, определен федеральным законодательством, но и правоприменительная практика в регионах тоже вносит свою лепту в создание административных барьеров, поэтому функция уполномоченного будет заключаться в том, чтобы выносить на федеральный уровень возникающие проблемы и сопровождать проекты. В рамках стратегии социального развития в СЗФО заявлено 286 инвестиционных проектов со сроком реализации до 2020 года, большинство из них так или иначе связаны со строительством. 27 мая на первом совещании в полпредстве с представителями инвесторов предполагается обсудить конкретные проблемы продвижения и реализации инвестпроектов в округе. Мы обязаны вести реестр инвесторов, определить куратора каждой группы проектов по отраслевому принципу. Крупные межрегиональные проекты мы будем продвигать в первую очередь, в некоторых случаях будет возможен и режим взаимодействия «по заявлению» инвестора для разрешения локальных проблем.
Максим Шубарев, заместитель председателя Координационного совета, президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», председатель совета директоров холдинга Setl Group:
– С точки зрения общей проблематики и деятельности Координационного совета могу сказать следующее: структура саморегулирования состоялась. СЗФО всегда был передовым. Не знаю, будет ли поддержана инициатива о создании Координационного совета другими округами РФ, но этот совет интересен тем, что саморегулирование – это бизнес, который получил от государства определенные функции, сам внутри пытается с этими функциями справиться. В совет вошли представители и бизнеса, и структур власти. Это будет совещательный орган, который поможет скоординировать совместное решение проблем, позволит выходить с определенными инициативами посредством предоставленных возможностей на федеральный уровень.
Еще в 2005 году первый съезд строителей СЗФО принял решение проводить его каждые два года, в 2007 году он состоялся, в 2009 в силу объективных причин был отменен. В настоящее время принято решение о проведении съезда, который пройдет 12 сентября 2011 года в рамках выставки «Балтийская строительная неделя». Это будет съезд не для СРО, он соберет все строительные объединения, которые входят в саморегулируемые организации, и там мы планируем поднять блок вопросов, который сегодня волнует весь строительный бизнес СЗФО и РФ. Например, рассмотрим законодательные инициативы по внесению изменений в федеральный закон, обсудим систему взаимодействий между органами власти субъектов РФ, СЗФО и бизнесом. Мы продолжим говорить о сложностях, возникающих при проведении работ в строительном комплексе, и необходимости постоянного диалога бизнеса и власти, чтобы ускорять процессы получения земли и различных разрешений на строительство, решение вопросов производства строительных материалов, потому что, к сожалению, во время кризиса многие компании ушли, и сегодня в рамках роста строительной отрасли не могут вернуться из-за возможных проблем. Нужно эти наболевшие вопросы обсуждать.
Сложившаяся структура саморегулирования в нашем федеральном округе, наличие Координационного совета – это те механизмы, с помощью которых будет развиваться строительная отрасль.
Григорий Слабиков, заместитель председателя Координационного совета, руководитель Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору:
– В ходе совещания неоднократно упоминалось, что необходимо пересматривать законодательство по регистрации саморегулируемых организаций. Для многих участников заседания неожиданным было то, что Ростехнадзор, который осуществляет аккредитацию СРО, пересмотрел ряд требований. Теперь при регистрации саморегулируемых организаций будет больше внимания уделяться представлению финансовых документов по формированию стабилизационного фонда, а также документов, подтверждающих, что члены формируемого СРО занимаются строительными работами. Таким образом, можно считать, что те вопросы, которые поднимали участники по поводу очистки рынка от недобросовестных организаций, большей их профессионализации, уже нашли отражение в наших действиях.
Мнения
Владимир Чмырев, президент СРО НП «Балтийский строительный комплекс», рассказал на Координационном совете об актуальных вопросах саморегулирования в строительной отрасли на территории Северо-Западного федерального округа.
На наш взгляд, не может не вызывать обеспокоенности деятельность некоторых саморегулируемых организаций, не предъявляющих к своим членам обоснованных требований, вытекающих из положений законодательства.
В соответствии с нормами Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и главы 6-1 Градостроительного кодекса России, саморегулируемая организация в области строительства должна разрабатывать и утверждать документы СРО и контролировать их соблюдение своими членами в целях предупреждения причинения вреда вследствие недостатков выполняемых работ, а также в целях повышения качества строительных работ.
В то же время практика показывает, что деятельность отдельных строительных СРО имеет мало общего с указанными выше функциями и направлена в первую очередь на привлечение в состав своих членов максимального количества организаций и индивидуальных предпринимателей.
Деятельность таких саморегулируемых организаций, по нашему мнению, не способствует утверждению системы саморегулирования в строительстве и не согласуется с определенными законодательством задачами, стоящими перед саморегулируемыми организациями.
В частности, в процессе работы с членами нашей саморегулируемой организации при осуществлении контрольной комиссией мероприятий по контролю мы столкнулись со следующей ситуацией. Некоторые организации, получив замечания в части соблюдения требований к выдаче свидетельств о допуске, а также требований о необходимости внесения дополнительных взносов в компенсационный фонд в связи с получением свидетельства о допуске к работам по организации строительства, принимают решение о переходе в другую СРО.
По уверениям представителей этих организаций, они имеют возможность получить свидетельство о допуске в другой саморегулируемой организации, не имея необходимых специалистов и не внося дополнительных взносов в компенсационный фонд, что предусмотрено законом для лиц, осуществляющих организацию строительства. Более того, в нарушение требований Градкодекса России отдельные саморегулируемые организации предлагают участникам рынка уплачивать взносы в компенсационный фонд в рассрочку.
Такие предложения, безусловно, привлекательны для предпринимателей, заинтересованных получить свидетельство о допуске с минимальными затратами. Однако это препятствует стабильному функционированию системы саморегулирования и подрывают ее основы как инструмента обеспечения безопасности строительства.
Учитывая изложенное, полагаю необходимым создать при Координационном совете рабочую группу по контролю и мониторингу деятельности строительных саморегулируемых организаций, которая могла бы выявлять подобные нарушения и сообщать о них в орган по надзору за саморегулируемыми организациями.
Некоммерческое партнерство «Балтийский строительный комплекс» готово представить в Координационный совет имеющиеся у него материалы о конкретных нарушениях, а также возглавить работу данной группы. Также в рамках работы Координационного совета предлагаю сформировать рабочую группу по совершенствованию системы имущественной ответственности членов СРО.
Илья Константинов, президент СРО НП «Центр объединения строителей «Сфера-А», сообщил на совете о задачах по взаимодействию саморегулируемых организаций Северо-Запада.
На данный момент саморегулирование вышло на качественно новый этап развития. Мы целый год потратили на то, чтобы полноценно разобраться в законодательстве, юридических актах и вопросах технического регулирования госорганами. На данный момент у нас есть несколько рабочих площадок, на которых мы высказываем свое компетентное мнение. Это Координационный совет по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО (при полномочном представительстве президента Российской Федерации в СЗФО), Общественный совет по вопросам саморегулирования при правительстве Санкт-Петербурга, а также окружные конференции и ряд других площадок.
На данный момент как такового функционала для каждой площадки не выработано. Мы практически каждый раз говорим одно и тоже на этих мероприятиях. Это неправильно. При Координационном совете по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО будут созданы рабочие группы. Мы поддерживаем такую инициативу, эти рабочие группы очень нужны. На мой взгляд, необходимо иметь рабочую группу, которая бы занималась вопросами взаимодействия со средствами массовой информации.
Потому что очень важный вопрос назрел о популяризации самого понятия саморегулирования. Это понятие должно быть интересно всем – как профильным СМИ и СМИ общей направленности, потому что конечный потребитель на данный момент не имеет представления о самом понятии саморегулирования. Потребитель не знает, что такое СРО, когда покупает квартиру и принимает решение. Мы должны поставить работу на качественно новый уровень, чтобы обеспечить безопасность этого конечного потребителя, мы работаем для него.
Поэтому необходимо разделить, в частности, функционал тех площадок, где мы высказываем собственное мнение и делимся опытом. В частности, на окружных конференциях необходимо четко обозначить работу координаторов по федеральным округам от НОСТРОЙ. На Общественном совете при правительстве Санкт-Петербурга необходимо поднимать вопросы оказания помощи самому обществу, для которого мы работаем. На Координационном совете по развитию саморегулирования в строительной отрасли СЗФО необходимо полноценного обозначить взаимодействие с органами власти любого уровня. Всей нашей работой нужно показывать эффективность работы всего института саморегулирования, тем самым мы сможем победить коммерческие СРО, которые на данный момент полномасштабно пытаются захватывать рабочее пространство.
рубрика:
Саморегулирование
автор:
Ярослава Задорина