Инвестор глух к зову музыки

Петербург ощущает острую нехватку концертных площадок вместимостью не более 3000 человек. Однако, несмотря на наличие спроса, инвесторы не готовы вкладывать деньги в подобные проекты. Рынок концертных площадок на сегодняшний день один из наиболее непрозрачных для инвесторов.

На первый взгляд, в Санкт-Петербурге можно найти площадку под любое мероприятие – от камерного концерта классической музыки до масштабного шоу с десятками тысяч зрителей. На рынке представлены как площадки-гиганты (например, СКК «Петербургский») или небольшие клубы, вмещающие не более пары сотен гостей, так и полноценные концертные залы вместимостью от 1000 до 3000 человек. Именно они, по мнению экспертов, сегодня наиболее востребованы организаторами концертов. Более того, таких площадок на Северо-Западе России ощущается острая нехватка.

3 зала на 5 миллионов

«Наиболее востребованы сейчас залы на 1000-3000 зрителей. Это оптимальная вместимость, – комментирует Илья Бортнюк, генеральный директор ООО «Светлая музыка». – Сегодня в Петербурге действуют 3 современные площадки: «Зал ожидания», киноконцертный зал «Космонавт» и «Глав Club». На данный момент они полностью «покрывают» рынок». Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге, с этим утверждением не согласен. «В Санкт-Петербурге, – утверждает господин Андреев, – наблюдается недостаток качественных концертных площадок, что обеспечивает потенциал для развития данного сегмента». «Вопрос в том, что считать концертной площадкой, – рассуждает Сергей Однолетков, руководитель департамента развития VMB TRUST. – Каждый клуб, театр, а подчас и музей располагает собственным концертным залом. Рынок весьма разношерстный, поэтому говорить о его специфике, а уж тем более анализировать ситуацию на данном рынке невероятно сложно». К примеру, сегодня в Санкт-Петербурге насчитывается 4 основных гастрольных площадки, 42 театра комедии и драмы, 11 театров оперы и балета, 7 музыкальных площадок (филармонии, капеллы, консерватории), и это не считая Ледового и Октябрьского. Ежегодно в Санкт-Петербурге продается 4,7-4,8 млн билетов. При средней стоимости билета в 300 рублей годовой оборот рынка составляет порядка 1,5 млрд рублей.

Как слушать – так все, как строить – так никто

Приостановлена и реализация ряда частных проектов, в том числе и развитие сети площадок под брендом «Глав Club» в регионах. «Если говорить о мировой практике строительства концертных площадок, то, как правило, там деньги выделяются администрацией муниципалитетов, которые развивают досуговую сферу локально, – делится опытом Евгений Финкельштейн, президент корпорации PMI. – У нас же такой практики нет, поэтому в основном инвестором выступают частные компании. Но об окупаемости таких площадок говорить сложно. Требуется очень много времени, чтобы инвестиции начали приносить доход. Поэтому у нас так мало концертных площадок». «Концертные площадки – специфический сегмент недвижимости, который имеет достаточно узкого потребителя», – соглашается Илья Андреев. Эксперты признают, что основными игроками на рынке как в качестве инвесторов, так и управляющих залов/площадок были и остаются музыкальные агентства и продакшн-студии.
«На российском рынке частные компании не склонны заниматься подобными проектами, потому что они требуют больших вложений и имеют долгий срок окупаемости, – уточняет господин Андреев. – К особым требованиям можно отнести использование определенных материалов, инженерное оснащение для спортивных мероприятий или концертов, обеспечение безопасности». «На мой взгляд, проблема в непрозрачности рынка для потенциального инвестора. В традиционные процессы тут вмешиваются законы шоу-бизнеса. Прогнозирование успешности, а соответственно, и срока окупаемости вложений требует привлечения специалистов, которых тоже немного», – размышляет Сергей Однолетков. «Я не знаю примеров, когда инвестор вкладывал бы деньги в создание концертного зала, – рассказывает Илья Бортнюк. – Чаще всего помещение под зал арендуется (на длительный срок), после чего в нем силами управляющей компании проводится ремонт и устанавливается необходимое оборудование. В этом и заключается специфика концертных площадок как объектов коммерческой недвижимости – их привлекательность, окупаемость, особенности неочевидны для инвестора. Гораздо проще и понятнее вложение денег в привычный сегмент: бизнес-центр, склад, ритейл». «Если сравнивать с коммерческой недвижимостью, то при строительстве данных объектов инвесторов сейчас можно привлечь не концепцией строительства исключительно концертной площадки, а многофункциональных комплексов, которые будут включать не только собственно зал для проведения культурно-массовых мероприятий, но и другие проекты: отели, рестораны, коммерческие площади, площади под офисы и т. д.», – считает господин Финкельштейн. Все эксперты сходятся во мнении, что будущее за оборудованными площадками в рамках многофункциональных комплексов. Именно такие площадки выбирают звезды «средней величины».
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Ксения Семенова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.