Робкая экспансия

Рано или поздно любая строительная компания, поднявшись до определенного уровня, задается вопросом: как развиваться дальше? Одним из наиболее очевидных способов расширения бизнеса является выход в регионы.

По общему мнению строителей, основная трудность при выходе компании в регионы состоит в том, что строительные рынки везде очень «местные», уникальные. Когда компания долго присутствует на одном рынке, ее специалистам известны все возможные подводные камни и особенности данного региона. Когда же компания решает расширить поле деятельности и выйти на рынок другого региона, это всегда новая игра: важно изучить потребности потребителя – возможно, то, что пользуется спросом на настоящем рынке присутствия, будет совсем неприменимо на новом рынке. В каждом регионе существует определенный региональный «менталитет». Например, московские правила игры на строительном рынке серьезно отличаются от петербургских. Поэтому компаниям, не имеющим прямого доступа к административному ресурсу в регионе, достаточно сложно развивать бизнес в новом городе.

Считаные единицы

Генеральный директор СК «Первый Камень» Алексей Кругляницо полагает, что сегодня на региональный рынок выходят только те компании, которые уверены в собственных силах, в том числе финансовых, а также в своей прочной репутации, либо те, чьи интересы лоббируются заранее на более высоком уровне.
До кризиса, в 2005-2007 годах, многие крупные девелоперы начали экспансию в регионы. Наиболее привлекательными казались города, где цены на жилье росли на 40-60% в год. Такими городами были Новосибирск, Сочи, Краснодар и др. Интерес к регионам объяснялся резким ростом спроса на фоне недостаточных объемов строительства.
«Однако, например, в Новосибирске увеличение спроса было вызвано быстрым развитием ипотеки, объемы выдачи которой в кризис упали в два раза. На столько же сократились спрос и цены. Реализация проектов в ряде случаев была отложена. На посткризисном рынке некоторые проекты были успешно перезапущены, но некоторые так и остались лишь на бумаге. При этом московские и петербургские девелоперы имели ряд преимуществ перед местными игроками: у них был большой опыт, в частности в редевелопменте промышленных территорий, возможность привлечения финансирования и т. д.», – рассуждает Александр Хрусталев, генеральный директор «НДВ СПб» (филиал «НДВ-Недвижимость»). Сегодня, считает он, привлекательными регионами для девелоперов являются только Сочи и Петербург.
Управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге Илья Андреев говорит, что по-настоящему межрегиональных строительных компаний на российском рынке менее десятка.
С ним согласен Дмитрий Золин, управляющий партнер LCMC: «Нельзя назвать межрегиональной компанию, у которой основной портфель проектов сосредоточен в одном городе, а пара-тройка выбивается из этого портфеля по географическому признаку». Хотя, по его мнению, именно такие компании в будущем имеют перспективу стать полноценными межрегиональными игроками.
рубрика: Бизнес пространство
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.