Дополнительные затраты

Для любой компании выход в новый регион – это дополнительные затраты: на организацию представительства, новых сотрудников, логистику и пр. Учитывая достаточно скромные темпы развития региональных рынков недвижимости, местные компании оказываются в более выигрышной позиции.

Теему Хелпполайнен (Teemu Helppolainen), первый вице-президент бизнес-сегмента «Международные услуги по строительству» концерна «ЮИТ», считает, что цена вопроса выхода на рынок другого региона во многом зависит от того, создается новая компания либо приобретается уже существующая. «Если решено приобрести уже действующую компанию, то в этом случае цена будет зависеть от количества участков в собственности, а также числа уже реализуемых проектов. Традиционно на строительном рынке покупатель компании не платит больших сумм только за бренд или за структуру в отличие, например, от продуктового рынка, где цена одного только бренда очень высока», – отмечает господин Хелпполайнен.
Еще одной из сложностей, тормозящей выход в регионы, является проблема работы с персоналом на удаленном расстоянии. Ведь мало создать офис, необходимо постоянно контролировать работу менеджеров, работающих на расстоянии. Если речь идет о Новгородской области – это относительно просто. Когда же бизнес открывается в Новосибирске, проблема становится гораздо более сложной. Кроме того, найти квалифицированный персонал, способный быстро войти в формат работы, непросто даже на местных рынках, отмечают эксперты, в регионах проблема становится еще более серьезной.

Новые горизонты или развлечение?

Тем не менее в будущем, полагают эксперты, российские компании могут попытаться выйти и на рынки Европы. «Стать фирмой с международным брендом можно только при условии выхода на рынки Европы. А это возможно только с помощью кооперации с местными игроками. Однако доходность девелопмента в странах Европы в разы меньше, чем в России, поэтому проекты наших строителей за рубежом единичны и ограничиваются, как правило, курортной недвижимостью. В этом плане европейским фирмам развивать региональную сеть в странах Евросоюза проще благодаря более унифицированным строительным нормам и схожим правилам ведения бизнеса», – говорит Александр Хрусталев, генеральный директор «НДВ СПб» (филиал «НДВ-Недвижимость»).
Теему Хелпполайнен говорит, что для становления на западном рынке требуется 5-10 лет. «Строительный рынок существует давно, здесь довольно сложно выводить новые бренды в отличие, например, от сферы информационных технологий, где «выстрелить» гораздо проще, так как она молодая и очень динамичная, здесь каждый год появляется что-то новое», – полагает он.
Генеральный директор СК «Первый Камень» Алексей Кругляницо уверен, что в России немало серьезных компаний, которые могли бы выйти и на международный уровень. «Вопрос в том, нужно ли это российской компании. Европейские строители мечтают о российском рынке, потому что их собственный переполнен – нужно ли нам стремиться туда, когда та же Ленобласть не достроена и на треть? Наверное, проще было бы добиваться адекватных условий работы здесь. Ведь рынок строительных услуг растет, и число компаний увеличивается, что говорит о возможности ведения нормального бизнеса и в России».
Аналогичного мнения придерживается Михаил Гущин, заместитель руководителя отдела консалтинга Knight Frank St.Petersburg: «Российские компании вполне могут стать фирмой с международным брендом – многие компании уже строят в Европе. Другое дело, что уровень доходности на российском рынке выше, затраты на вход ниже и не имеет большого смысла выходить на зарубежные рынки, если только в качестве «развлечения» для владельцев компании».
рубрика: Бизнес пространство
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.