Программа рождает программу

 На прошлой неделе администрация Петербурга приняла программу развития туризма в Петербурге до 2016 года. На ее реализацию из городского бюджета планируется направить 872,2 млн рублей. Как говорят чиновники, в основном деньги будут потрачены на продвижение города на мировом рынке. Предполагаемый эффект от принятого документа – увеличение потока туристов в Петербург более чем на 50%, до 8 млн человек к 2016 году. Сейчас, как говорят в Смольном, отрасль приносит городу около 115 млрд рублей в год, что эквивалентно 10% валового регионального продукта. И это при том, что сегодня в город приезжает ежегодно 5 млн человек (по итогам 2010 года). Соответственно, с увеличением потока туристов более чем на 50% пропорционально могут вырасти и доходы города.

Необходимость более широкого продвижения города с применением новых информационных технологий очевидна, и спорить здесь никто не станет. Проблема, однако, заключается в другом. Стоимость размещения в Петербурге для приезжих сегодня значительно выше, чем во многих европейских столицах. А ситуация дефицита мест в гостиницах на время Петербургского международного экономического форума уже стала традицией. Каждый год по итогам форума антимонопольное ведомство предъявляет претензии гостиницам по поводу их ценовой политики в дни ПЭФ. Однако даже угроза штрафов не заставляет отельеров отказаться от «заряженных» цен. Выгода от многократно поднятых тарифов на размещение перекрывает даже возможные штрафы. Какие имиджевые потери несет город и сами гостиницы – подсчитать сложно, но можно не сомневаться – они существенны. И в следующий раз турист, столкнувшийся с такой проблемой, сто раз подумает, приезжать ли снова в Петербург. В конце концов, форум – событие на мировой экономической сцене заметное, но все-таки отнюдь не главное.
Скорее всего, методом кнута проблему взвинчивания цен на время важных мероприятий в городе решить не удастся. Жестокость кары за проступок, как известно, на статистику по уменьшению этих проступков не влияет. Необходимо создавать экономические рычаги, при которых пиковых ценовых ситуаций возникать не будет. Первое, что приходит в голову, – стимулировать создание еще большего количества гостиничных мест в городе. Однако форумы и международные события проходят – и тогда перед гостиницами встает проблема недозагрузки мощностей. Появление новых отелей проблему еще больше усугубит. Задача города – придумать достаточное количество важных мероприятий, которые бы равномерно распределили туристические потоки в течение года. Принятая программа, хочется надеяться, отчасти эту проблему решит. Но если говорить о конгрессном туризме, возникает другая проблема. Мощностей по проведению крупных мероприятий в городе не так много. А значит, нужна новая программа – по созданию инфраструктуры для деловых мероприятий.
рубрика: Колонка редактора
автор: Валерий Грибанов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.