НОСТРОЙ предлагает поправить 94-ФЗ
НОСТРОЙ принял участие в V Международном форуме «Государственные закупки: эффективность, риски, международное профессиональное сообщество».
8-10 июня 2011 года в подмосковном пансионате «Клязьма» Управления делами Президента Российской Федерации прошел V Международный форум «Государственные закупки: эффективность, риски, международное профессиональное сообщество». Мероприятие проводилось общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» (ООО «ГОС») и Институтом управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Последствия 94-ФЗ
В рамках форума были проведены секции по специфике закупок в различных отраслях экономики. Секции стали площадками, на которых происходило обсуждение перспектив развития системы государственных закупок и выработка подходов и форм повышения эффективности государственных и корпоративных закупок, учета специфики закупок, закупочных рисков.
Также в рамках V Международного форума была проведена секция по специфике закупок строительного подряда и проектно-изыскательских работ. Модераторами секции выступили Марианна Самсонова, заместитель директора Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития Российской Федерации, и Леонид Бандорин, директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ.
«Негативные последствия от действия норм 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающих обязательный порядок размещения заказов в области строительства на электронных аукционах, во много раз превысили положительный опыт реализации этой процедуры. Демпинг цены контракта, судебные тяжбы между заказчиками и подрядчиками сделали невозможной дальнейшую работу в рамках 94-ФЗ. Закон не ориентирован на результат, и в итоге экономия средств федерального бюджета происходит в ущерб качеству строительной продукции», – считает Леонид Бандорин.
Формат секции по специфике закупок позволил высказать свои предложения и замечания как представителям подрядных организаций, так и государственным заказчикам. В обсуждении изменений в законодательство о размещении госзаказов в строительной сфере приняли участие представители органов государственной власти, Национального объединения изыскателей, делового сообщества, средств массовой информации и общественности Российской Федерации. В ходе заседания участники рассмотрели вопросы, касающиеся применения способов размещения заказа, квалификационных требований, критериев оценки заявок на участие в конкурсе, ответственности участников размещения заказа и пр.
Суть изменений
В первой части секции Леонид Бандорин объяснил участникам суть предложений Национальных объединений СРО в сфере строительства к проекту Федерального закона о внесении изменений в 94-ФЗ в части особенностей размещения заказа на выполнение изыскательских и проектных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. В частности, предлагается, чтобы заказчик определял форму размещения заказов на выполнение изыскательских и проектных работ, кроме аукциона. Среди дополнительных квалификационных требований к участникам предлагается установить такой критерий, как опыт выполнения аналогичных работ (по видам, группам, типологии объектов, предмету контракта, перечню и стоимости работ) за пятилетний период, предшествующий дню подачи заявки, одной завершенной изыскательской или проектной работы, не менее одного завершенного объекта строительства, а также репутационные требования и финансовая устойчивость. Неценовые критерии предлагается максимально раскрыть, чтобы гарантировать объективность механизма реализации института предквалификации.
Большой резонанс вызвал вопрос о способах размещения заказа на строительство зданий и сооружений. Подавляющее большинство присутствующих высказались в пользу размещения заказа на изыскания, проектирование, строительство только на конкурсах. Участники секции решили сосредоточиться на первоочередных поправках в 94-ФЗ, которые должны быть внесены до разработки общего законопроекта о федеральной контрактной системе. В этой связи было принято решение не обсуждать предложение о расширении круга участников размещения заказа посредством консорциума (группы лиц, объединенных договором простого товарищества), а также не предусматривать возможность размещения заказа под ключ, когда создание объекта понимается как неразрывная взаимосвязь процессов инженерных изысканий, проектирования, строительства, пусконаладочных работ, эксплуатации.
По результатам обсуждения вопроса об ответственности участников размещения заказа стороны сошлись на том, что исполнительный орган СРО в сфере строительства должен нести административную ответственность за несвоевременное предоставление, а также предоставление недостоверных сведений по запросу государственного заказчика.
По итогам совещания участники секции сформировали предложения по изменению законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в сфере изыскательских и проектных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Без обязательного аукциона
В ближайшее время в Госдуму также будут внесены поправки в закон о госзакупках, которые предполагают отмену обязательных электронных аукционов. Об этом заявил на форуме председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. По его словам, эта инициатива была озвучена в правительстве, а поправки в 94-ФЗ могут быть внесены уже в июне. Учитывая, что предыдущие инициативы правительства были приняты в течение двух недель, у заказчиков и поставщиков есть все шансы уйти от процедуры обязательных электронных торгов.
«Обязательную форму электронных аукционов необходимо отменять. Заказчик должен самостоятельно выбирать ту форму торгов, которая удобна для данной закупки, – сказал Шаккум. – Введение между заказчиком и поставщиком электронных площадок в том виде, в каком они сегодня существуют, не решает практически ни одной из продекларированных задач. В частности, не достигается анонимности участников. А если анонимность существует, то только для добросовестных участников, для мошенников вся информация продается оптом и в розницу. Как следствие, мы не только не устранили сговор между участниками, мы создали условия для возникновения новых мошеннических схем».
8-10 июня 2011 года в подмосковном пансионате «Клязьма» Управления делами Президента Российской Федерации прошел V Международный форум «Государственные закупки: эффективность, риски, международное профессиональное сообщество». Мероприятие проводилось общероссийской общественной организацией «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам» (ООО «ГОС») и Институтом управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Последствия 94-ФЗ
В рамках форума были проведены секции по специфике закупок в различных отраслях экономики. Секции стали площадками, на которых происходило обсуждение перспектив развития системы государственных закупок и выработка подходов и форм повышения эффективности государственных и корпоративных закупок, учета специфики закупок, закупочных рисков.
Также в рамках V Международного форума была проведена секция по специфике закупок строительного подряда и проектно-изыскательских работ. Модераторами секции выступили Марианна Самсонова, заместитель директора Департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства регионального развития Российской Федерации, и Леонид Бандорин, директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ.
«Негативные последствия от действия норм 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающих обязательный порядок размещения заказов в области строительства на электронных аукционах, во много раз превысили положительный опыт реализации этой процедуры. Демпинг цены контракта, судебные тяжбы между заказчиками и подрядчиками сделали невозможной дальнейшую работу в рамках 94-ФЗ. Закон не ориентирован на результат, и в итоге экономия средств федерального бюджета происходит в ущерб качеству строительной продукции», – считает Леонид Бандорин.
Формат секции по специфике закупок позволил высказать свои предложения и замечания как представителям подрядных организаций, так и государственным заказчикам. В обсуждении изменений в законодательство о размещении госзаказов в строительной сфере приняли участие представители органов государственной власти, Национального объединения изыскателей, делового сообщества, средств массовой информации и общественности Российской Федерации. В ходе заседания участники рассмотрели вопросы, касающиеся применения способов размещения заказа, квалификационных требований, критериев оценки заявок на участие в конкурсе, ответственности участников размещения заказа и пр.
Суть изменений
В первой части секции Леонид Бандорин объяснил участникам суть предложений Национальных объединений СРО в сфере строительства к проекту Федерального закона о внесении изменений в 94-ФЗ в части особенностей размещения заказа на выполнение изыскательских и проектных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. В частности, предлагается, чтобы заказчик определял форму размещения заказов на выполнение изыскательских и проектных работ, кроме аукциона. Среди дополнительных квалификационных требований к участникам предлагается установить такой критерий, как опыт выполнения аналогичных работ (по видам, группам, типологии объектов, предмету контракта, перечню и стоимости работ) за пятилетний период, предшествующий дню подачи заявки, одной завершенной изыскательской или проектной работы, не менее одного завершенного объекта строительства, а также репутационные требования и финансовая устойчивость. Неценовые критерии предлагается максимально раскрыть, чтобы гарантировать объективность механизма реализации института предквалификации.
Большой резонанс вызвал вопрос о способах размещения заказа на строительство зданий и сооружений. Подавляющее большинство присутствующих высказались в пользу размещения заказа на изыскания, проектирование, строительство только на конкурсах. Участники секции решили сосредоточиться на первоочередных поправках в 94-ФЗ, которые должны быть внесены до разработки общего законопроекта о федеральной контрактной системе. В этой связи было принято решение не обсуждать предложение о расширении круга участников размещения заказа посредством консорциума (группы лиц, объединенных договором простого товарищества), а также не предусматривать возможность размещения заказа под ключ, когда создание объекта понимается как неразрывная взаимосвязь процессов инженерных изысканий, проектирования, строительства, пусконаладочных работ, эксплуатации.
По результатам обсуждения вопроса об ответственности участников размещения заказа стороны сошлись на том, что исполнительный орган СРО в сфере строительства должен нести административную ответственность за несвоевременное предоставление, а также предоставление недостоверных сведений по запросу государственного заказчика.
По итогам совещания участники секции сформировали предложения по изменению законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд в сфере изыскательских и проектных работ, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Без обязательного аукциона
В ближайшее время в Госдуму также будут внесены поправки в закон о госзакупках, которые предполагают отмену обязательных электронных аукционов. Об этом заявил на форуме председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум. По его словам, эта инициатива была озвучена в правительстве, а поправки в 94-ФЗ могут быть внесены уже в июне. Учитывая, что предыдущие инициативы правительства были приняты в течение двух недель, у заказчиков и поставщиков есть все шансы уйти от процедуры обязательных электронных торгов.
«Обязательную форму электронных аукционов необходимо отменять. Заказчик должен самостоятельно выбирать ту форму торгов, которая удобна для данной закупки, – сказал Шаккум. – Введение между заказчиком и поставщиком электронных площадок в том виде, в каком они сегодня существуют, не решает практически ни одной из продекларированных задач. В частности, не достигается анонимности участников. А если анонимность существует, то только для добросовестных участников, для мошенников вся информация продается оптом и в розницу. Как следствие, мы не только не устранили сговор между участниками, мы создали условия для возникновения новых мошеннических схем».
рубрика:
Саморегулирование
автор:
Дарья Литвинова