Крышу поставили на местных

На рынке кровельных материалов растет доля отечественного производителя. За последние несколько лет местные компании отвоевали себе значительную долю. Сейчас в Санкт-Петербурге примерно 250 компаний предлагают кровельную продукцию, около 50% которой – российского производства. Также к отечественной кровле специалисты относят продукцию иностранных брендов.

По словам заместителя генерального директора по строительству ЗАО «Строительный трест» Аскарбия Хачемизова, современные теплоизоляционные материалы практически все производятся в России, большинство наплавляемых материалов также отечественного производства.

Ради сокращения издержек

«Рост доли отечественных кровельных материалов обусловлен появлением на территории России предприятий западных компаний (Rockwool, URSA и др.), – рассказывает директор по снабжению генподрядной компании STEP Дмитрий Орлов. – За счет сокращения издержек на логистику и таможенные сборы разница в цене на материалы иностранного и российского производства составляет примерно 20-30%. Также наши производители дают гарантию на свою продукцию сроком на 10-15 лет».
В целом среди кровельных материалов, по словам директора департамента эксплуатации объектов NAI Becar в Санкт-Петербурге Валентина Каверина, свои позиции сдала отечественная продукция на картонной основе, доля которой теперь составляет менее 50% рынка. Доля гидроизоляционных материалов на стеклоткани практически не изменилась и составляет 25%, а битумполимерные материалы постепенно завоевывают рынок. «В целом по России более 40% крыш было выполнено из рубероида, разница в стоимости на который варьируется от 50 до 145 рублей за 1 кв. м», – добавляет эксперт.
Дефицита в продукции как российский, так и петербургский рынок кровельных материалов не испытывает последние годы. Материалы в избытке, и при этом наблюдается рост цен на них.
«К примеру, с начала июня выросла стоимость утеплителя, – комментирует Дмитрий Орлов. – Впрочем, это объясняется традиционным сезонным подорожанием, которое в среднем составляет 5% и более. Поставщики идут навстречу, предлагают отсрочки и рассрочки по выплатам».

Передел рынка

Другое дело, что в предыдущие 2009-2010 годы сократился общий объем продаж, а также произошел передел сегментов рынка, из-за чего обострилась конкуренция в среднем ценовом диапазоне и усилилась борьба за качество, отмечают в компании-производителе и импортере кровельных материалов «Балтик Тайл».
«Динамика продаж продолжает оставаться отрицательной, так как за два года производители и продавцы привыкли к сокращению прибыли, – замечает специалист по маркетингу компании «Балтик Тайл» Юлия Якимук. – Некоторые компании из-за падения спроса отказались от торговли дорогими материалами и их хранения на складах, другие пересмотрели ассортимент товаров и отдали предпочтение более дешевым».
По мнению большинства экспертов рынка, в процентном соотношении продажи относительно дешевых и дорогих материалов составляют примерно 80 на 20%. На фоне падения покупательской способности особенно выросла конкуренция в низком и среднем ценовом сегментах. Объем же продаж элитных материалов, таких как кровельная медь, керамическая черепица, натуральный сланец, колеблется в пределах 5-7% от общего объема.
«Если раньше среди бюджетных кровельных материалов преобладала металлочерепица, то сейчас ей составляет серьезную конкуренцию мягкая кровля, – поясняет Юлия Якимук. – Эти материалы практически сравнялись в цене – 7-10 USD за 1 кв. м. Но вид материала не всегда определяет выбор потребителя, важно также его качество. Например, из сектора натуральной черепицы и сланца большой процент покупателей перешли в сегмент мягкой кровли импортного производства».
Также многие, кто хотел использовать керамику или медь, пересмотрели свой бюджет в пользу мягкой кровли. Из сегмента дорогих кровельных материалов ушло около 60% тех заказчиков, которые закупали материал для кровель площадью 100-200 кв. м. На 30% просел рынок керамики. В 2010 году на 40% снизились продажи натуральной черепицы, отмечают в «Балтик Тайл», на 20% – металлической кровли, на 15% – мягких кровельных материалов.
При этом ежегодно в разгар строительного сезона – с мая-июня по сентябрь – поставщики повышают цены на кровельные материалы, говорит Аскарбий Хачемизов. В остальное время цены если и растут, то незначительно.
«Рост цен осложняет работу, поскольку чаще всего проектно-сметная документация готовится заранее, а поставки материалов осуществляются позже, – комментирует эксперт, – и в результате повышения стоимости материалов происходит непредвиденное удорожание стоимости работ, которое ложится на плечи застройщика».
Валентин Каверин также считает, что для розницы цены немного завышены. «Однако при оптовых закупках можно получить материал со значительной скидкой, – отмечает специалист. – Рынок предлагаемых кровельных материалов огромен, и закупки осуществляются не только в Санкт-Петербурге, но и за рубежом».
Среди всего этого разнообразия местному рынку кровельных материалов, утверждают многие его участники, не хватает грамотного и ответственного подхода к реализации строительных проектов и адекватных цен при крупных объемах закупки. Кроме того, часто нет понимания того, что стоимость кровли и всего объекта – это не только материалы и монтаж, но еще и правильно выбранный современный технологичный материал в соответствии с конструкцией кровли и профессиональный исполнитель, который может гарантировать качество своих работ в комплексе с инженерными решениями.
рубрика: Технологии и материалы
автор: Даша Гилёва
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.