На генпланах учатся

Три проекта генеральных планов рассмотрел на заседании в начале мая градостроительный совет Ленинградской области. Все три были направлены на доработку.

Проект генплана Каменногорского городского поселения Выборгского района, разработанный ОАО «НИИПГрадостроительства», делает акцент на добыче песка и гранита, торфа, строительстве животноводческих ферм и объектов туристско-рекреационного комплекса, в том числе санаториев и турбаз, на развитии транспортной инфраструктуры. Генеральным планом учтен федеральный проект строительства новой двухпутной электрифицированной железной дороги для выноса грузового движения на направлении Лосево – Каменногорск. Протяженность дороги в пределах Каменногорского городского поселения – 22,1 км. Для безопасной эксплуатации железнодорожной ветки необходимо построить несколько путепроводов на пересечениях с автодорогами.
Полной информации о строительстве таких сооружений пока нет, так как проекты путепроводов будут разрабатываться параллельно с разработкой рабочего проекта железной дороги. При этом необходимо учесть наличие существующей жилой застройки, чтобы минимизировать снос и экологическое (в первую очередь) шумовое воздействие от дороги. В проекте заложена чрезмерно низкая плотность нового жилого фонда (менее 100 кв. м на 1 га территории жилой зоны). Такой подход приводит к нерациональному использованию территории, чрезмерным затратам на строительство и содержание местных дорог и инженерной инфраструктуры, а также к удаленности учреждений обслуживания.
Нарекания вызвала и другая разработка того же института – проект генплана Селезневского сельского поселения Выборгского района. Проектная группа запланировала реконструкцию трассы «Скандинавия» и прокладку нового автомобильного обхода от Выборга к пропускному пункту «Брусничное», строительство логистического комплекса в приграничной Торфяновке, мусороперегрузочной станции, локальных очистных сооружений, в том числе на сельхозпредприятиях, двух сетевых подстанций и новых центров социального обслуживания.
«Сколько же денег должен вложить муниципалитет, чтобы реализовать хотя бы первую очередь намеченного к 2015 году?» – спросил один из членов градостроительного совета. Оказалось, таких расчетов не сделано. Проектировщики заявили, что генплан создан «с некоторым заделом», чтобы привлечь инвестиции. И вообще, многое будет зависеть от менеджерских стратегических усилий местной власти, считает главный архитектор проекта. Но в генплан не вошли даже самые перспективные туристические объекты, которые могут породить приток инвестиций и новое строительство турбаз и гостиниц; не обозначена даже Королевская дорога, признанная международным туристическим маршрутом. Между тем в схеме территориального планирования района эти сведения были. Видимо, разные группы проектировщиков в одном институте работают, не контактируя друг с другом, предположили участники заседания. Заметим, что только после заседания разработчики генплана подошли к более опытным коллегам, чтобы выяснить, где запрашивать некоторые необходимые материалы. Главный архитектор района Олег Лиховидов указал и на невнимание разработчиков к многоэтажному строительству, хотя котельная в поселке Кондратьево загружена лишь наполовину. А заместитель председателя областного Комитета по архитектуре и градостроительству Владимир Демин заметил, что в адрес НИИПГрадостроительства неоднократно высказывались замечания о путанице при определении расчетной численности населения, расчетах системы обслуживания и размещении временного населения в жилых зонах, рассчитанных на комплексное социальное обслуживание.
Проектировщики также не наметили строительства причалов и развития водного транспорта, хотя география поселения требует этого.
Разработчики не воспользовались и многими материалами, поступившими в их институт из областного правительства. Часть представленных решений показалась членам градсовета неубедительной. Проект предложено доработать.
А Большеколпанское сельское поселение Гатчинского района давно судится с разработчиками, которые так и не выполнили заказанный генплан. Очередное судебное заседание – в конце мая. Пока же поселение заказало проект генплана одной из самых отдаленных своих деревень – Тихковицы. В ней живет всего 280 человек, причем часть из них вынуждена ездить на работу в соседние населенные пункты, Гатчину и Петербург. Тем не менее ЗАО «Институт «Регион проект» наметил удвоение численности жителей к 2030 году, причем основная часть прироста должна прийтись на ближайшие годы. За счет чего может произойти этот рост, разработчики объяснить не смогли. Сможет ли местная власть профинансировать запланированное строительство канализационной сети, весьма дорогой в деревне, где преобладают индивидуальные дома, – тоже. Нет обоснований строительства школы и детского сада. «Многие проектировщики планируют удвоить население, но в чем привлекательность именно этой дальней деревни, непонятно», – резюмировали члены градсовета. Этот проект также отправлен на доработку.
Председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Евгений Домрачев не раз публично признавал невысокое качество проектирования генеральных планов и множество претензий к их разработчикам. «Это связано с инертностью человеческого мышления, с инертностью организаций, работающих по накатанным методикам и готовым решениям, – прокомментировал ситуацию Владимир Демин. – Кроме того, будущие инвесторы через муниципальные администрации пытаются провести те решения, которые наиболее выгодны им, а не поселению в целом. К тому же проектировщики и руководители муниципалитетов часто говорят на разных языках, мыслят разными категориями. Являясь заказчиками таких сложных проектов, специалисты местного самоуправления не всегда в состоянии правильно сформулировать задачи и предоставить исходные данные для работы. Но жизнь идет, и местная власть постепенно учится. Наш комитет проводит обучающие семинары, у нас есть страничка в Интернете, где расписаны все методики, пошаговые действия. Надо только, чтобы проектировщики и местные власти внимательно читали все это, чаще задавали нам вопросы и учились».
рубрика: События
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.