Негосударственная экспертиза в помощь строителям
Законодатели обещали приравнять негосударственную экспертизу к государственной еще в январе 2011 года. Предполагалось, что коммерческая служба получит такие же права и обязанности, как и ее предшественница, то есть сможет официально выдавать экспертные заключения, которые в дальнейшем послужат основанием для получения разрешения на строительство.
Однако воз и ныне там, до сих пор круг полномочий негосударственной экспертизы остается достаточно узким, а выданные заключения носят консультативный характер. Почему пробуксовывает принятие федерального закона, газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» рассказал заместитель директора ОАО «Институт экспертизы строительства и проектирования» Денис Давыдов.
– Денис Сергеевич, неужели сроки внесения поправок в Градостроительный кодекс по части деятельности негосударственной экспертизы затягиваются сознательно?
– Пока законодательно ничего не изменилось, но разработка соответствующих законопроектов идет полным ходом, в Государственной Думе рассматриваются несколько вариантов внесения поправок в действующее законодательство. Думаю, что итоговый вариант будет принят в течение нынешнего года.
Я бы не стал говорить о том, что принятие закона буксует, проблема связана не с этим. Скорее всего, речь идет о том, что необходимо рассмотреть возможные варианты работы негосударственной экспертизы максимально полно, постараться предусмотреть все возможные последствия, так сказать, минимизировать отрицательную составляющую. С переходом на новые правила не должно возникать проблем и дополнительных сложностей ни у проектировщиков, ни в итоге у потребителей, которые будут пользоваться вновь построенными объектами недвижимости.
– При переходе на систему саморегулирования возникло много проблем с коммерческими СРО. Не повторится ли эта история при формировании института негосударственной экспертизы?
– Скрупулезная проработка закона связана в том числе и с этой проблемой. Недобросовестные компании не упустят любую возможность для неправедного зарабатывания денег, тем более если будут пробелы в законодательстве. Поэтому сначала стоит основательно изучить все нюансы, а потом уже принимать изменения законодательно. Что касается системы саморегулирования, то ее становление тоже происходило поэтапно. Проблем хватает и сегодня, однако, некоммерческие партнерства ведут серьезную работу над ошибками. Недобросовестные СРО, которые дискредитируют саму идею саморегулирования, постепенно уходят с рынка.
Если говорить непосредственно о негосударственной экспертизе, то один из вариантов, предлагающийся для поправок в законодательство, как раз предусматривает ответственность как юридического лица – экспертизы, так и непосредственно самих экспертов, дающих свои заключения. Это достаточно серьезный стимул для того, чтобы не нарушать закон и не склоняться в сторону «коммерческого» рассмотрения проектов. Акцент должен быть сделан именно на качество проведенной экспертизы.
– Сегодня проектная документация подлежит как государственной, так и негосударственной экспертизе?
– Да, но правом выдавать заключения, являющиеся основанием для выдачи разрешения на строительно-монтажные работы органами государственного строительного надзора, пока обладает только государственная экспертиза.
– Негосударственная экспертиза носит только рекомендательный характер?
– Рекомендательный и консультационный. Однако в настоящее время достаточно сильно увеличился объем экспертных работ, связанных с проектами, не требующими государственной экспертизы, это, например, устройство мансард. То есть тех объектов, которые принимаются в эксплуатацию межведомственными комиссиями.
– После введения негосударственной экспертизы в полном объеме насколько изменится расстановка сил на рынке?
– По моему мнению, рынок между государственной и негосударственной экспертизами распределится примерно поровну – крупные заказчики, особенно бюджетные, в основном останутся в государственной структуре, а новаторские и небольшие проекты по большей части будут переходить в частные руки.
– Какие плюсы вы видите в работе негосударственной экспертизы в отличие от государственной?
– Самый большой, с моей точки зрения, плюс – это возможность рассмотрения в экспертно-консультационном порядке отдельных разделов проектов. Государственная экспертиза жестко регламентирована постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, согласно которому проектировщик должен сдавать проект в полном объеме. Появление негосударственной экспертизы дало возможность проверять проектные решения еще на этапе проектной подготовки. Это очень хорошее поле для инноваций в проектировании. Не секрет, что наука не стоит на месте, появляются новые материалы, технологии и оборудование, которые оптимизируют производство последующих строительных работ для снижения себестоимости строительства и улучшения эксплуатационных качеств будущих объектов. Государственная экспертиза, принимая проект в полном объеме и имея очень жесткие сроки на выдачу итогового заключения, подчас не может всесторонне изучить вопрос с авторскими идеями, и проектировщик заходит в тупик. Негосударственная экспертиза позволяет найти решения в более оптимальном режиме, в результате внедряются новые технологии и материалы.
– Негосударственная экспертиза сможет быстрее выдавать заключения на проектную документацию?
– Конечно, если проектная документация выполнена качественно, все необходимые исходно-разрешительные документы есть в наличии, проектировщик с полной отдачей работает по исправлению замечаний, выданных экспертами, нет смысла затягивать сроки.
– Негосударственная экспертиза – структура коммерческая, увеличится ли стоимость экспертных работ?
– Наоборот, будет немного ниже, чем в государственной. Однако чтобы недобросовестные экспертизы не устраивали демпинг и не перетягивали на себя большой объем проектов с дальнейшим логичным снижением качества экспертных работ, ведется речь о возможном регулировании ценообразования негосударственных экспертиз. Конкуренция должна касаться качества экспертизы проектов, набора услуг и «технологичности» процесса. Думаю, что в результате на рынке останутся только наиболее серьезные компании, с состоявшимся и уважаемым именем.
– Что будет гарантией качества работ негосударственной экспертизы, кто будет регламентировать этот рынок?
– Сегодня экспертные органы получают аккредитацию в Москве, представляя в Минрегионразвития РФ материалы по всем экспертам, которые работают в организации. Есть определенные требования, которым квалификация специалистов должна соответствовать. В рамках изменения в законодательстве ведутся дебаты о персональной аккредитации экспертов в Москве, а также о системе саморегулирования строительной экспертизы. Но самой большой гарантией, мне кажется, будет публичное отношение к каждой конкретной экспертизе как со стороны строительного сообщества, так и со стороны профильных государственных структур, тот авторитет, который очень сложно заработать, но так легко, если поступишься принципами, потерять.
Однако воз и ныне там, до сих пор круг полномочий негосударственной экспертизы остается достаточно узким, а выданные заключения носят консультативный характер. Почему пробуксовывает принятие федерального закона, газете «Строительный Еженедельник. Ленинградская область» рассказал заместитель директора ОАО «Институт экспертизы строительства и проектирования» Денис Давыдов.
– Денис Сергеевич, неужели сроки внесения поправок в Градостроительный кодекс по части деятельности негосударственной экспертизы затягиваются сознательно?
– Пока законодательно ничего не изменилось, но разработка соответствующих законопроектов идет полным ходом, в Государственной Думе рассматриваются несколько вариантов внесения поправок в действующее законодательство. Думаю, что итоговый вариант будет принят в течение нынешнего года.
Я бы не стал говорить о том, что принятие закона буксует, проблема связана не с этим. Скорее всего, речь идет о том, что необходимо рассмотреть возможные варианты работы негосударственной экспертизы максимально полно, постараться предусмотреть все возможные последствия, так сказать, минимизировать отрицательную составляющую. С переходом на новые правила не должно возникать проблем и дополнительных сложностей ни у проектировщиков, ни в итоге у потребителей, которые будут пользоваться вновь построенными объектами недвижимости.
– При переходе на систему саморегулирования возникло много проблем с коммерческими СРО. Не повторится ли эта история при формировании института негосударственной экспертизы?
– Скрупулезная проработка закона связана в том числе и с этой проблемой. Недобросовестные компании не упустят любую возможность для неправедного зарабатывания денег, тем более если будут пробелы в законодательстве. Поэтому сначала стоит основательно изучить все нюансы, а потом уже принимать изменения законодательно. Что касается системы саморегулирования, то ее становление тоже происходило поэтапно. Проблем хватает и сегодня, однако, некоммерческие партнерства ведут серьезную работу над ошибками. Недобросовестные СРО, которые дискредитируют саму идею саморегулирования, постепенно уходят с рынка.
Если говорить непосредственно о негосударственной экспертизе, то один из вариантов, предлагающийся для поправок в законодательство, как раз предусматривает ответственность как юридического лица – экспертизы, так и непосредственно самих экспертов, дающих свои заключения. Это достаточно серьезный стимул для того, чтобы не нарушать закон и не склоняться в сторону «коммерческого» рассмотрения проектов. Акцент должен быть сделан именно на качество проведенной экспертизы.
– Сегодня проектная документация подлежит как государственной, так и негосударственной экспертизе?
– Да, но правом выдавать заключения, являющиеся основанием для выдачи разрешения на строительно-монтажные работы органами государственного строительного надзора, пока обладает только государственная экспертиза.
– Негосударственная экспертиза носит только рекомендательный характер?
– Рекомендательный и консультационный. Однако в настоящее время достаточно сильно увеличился объем экспертных работ, связанных с проектами, не требующими государственной экспертизы, это, например, устройство мансард. То есть тех объектов, которые принимаются в эксплуатацию межведомственными комиссиями.
– После введения негосударственной экспертизы в полном объеме насколько изменится расстановка сил на рынке?
– По моему мнению, рынок между государственной и негосударственной экспертизами распределится примерно поровну – крупные заказчики, особенно бюджетные, в основном останутся в государственной структуре, а новаторские и небольшие проекты по большей части будут переходить в частные руки.
– Какие плюсы вы видите в работе негосударственной экспертизы в отличие от государственной?
– Самый большой, с моей точки зрения, плюс – это возможность рассмотрения в экспертно-консультационном порядке отдельных разделов проектов. Государственная экспертиза жестко регламентирована постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87, согласно которому проектировщик должен сдавать проект в полном объеме. Появление негосударственной экспертизы дало возможность проверять проектные решения еще на этапе проектной подготовки. Это очень хорошее поле для инноваций в проектировании. Не секрет, что наука не стоит на месте, появляются новые материалы, технологии и оборудование, которые оптимизируют производство последующих строительных работ для снижения себестоимости строительства и улучшения эксплуатационных качеств будущих объектов. Государственная экспертиза, принимая проект в полном объеме и имея очень жесткие сроки на выдачу итогового заключения, подчас не может всесторонне изучить вопрос с авторскими идеями, и проектировщик заходит в тупик. Негосударственная экспертиза позволяет найти решения в более оптимальном режиме, в результате внедряются новые технологии и материалы.
– Негосударственная экспертиза сможет быстрее выдавать заключения на проектную документацию?
– Конечно, если проектная документация выполнена качественно, все необходимые исходно-разрешительные документы есть в наличии, проектировщик с полной отдачей работает по исправлению замечаний, выданных экспертами, нет смысла затягивать сроки.
– Негосударственная экспертиза – структура коммерческая, увеличится ли стоимость экспертных работ?
– Наоборот, будет немного ниже, чем в государственной. Однако чтобы недобросовестные экспертизы не устраивали демпинг и не перетягивали на себя большой объем проектов с дальнейшим логичным снижением качества экспертных работ, ведется речь о возможном регулировании ценообразования негосударственных экспертиз. Конкуренция должна касаться качества экспертизы проектов, набора услуг и «технологичности» процесса. Думаю, что в результате на рынке останутся только наиболее серьезные компании, с состоявшимся и уважаемым именем.
– Что будет гарантией качества работ негосударственной экспертизы, кто будет регламентировать этот рынок?
– Сегодня экспертные органы получают аккредитацию в Москве, представляя в Минрегионразвития РФ материалы по всем экспертам, которые работают в организации. Есть определенные требования, которым квалификация специалистов должна соответствовать. В рамках изменения в законодательстве ведутся дебаты о персональной аккредитации экспертов в Москве, а также о системе саморегулирования строительной экспертизы. Но самой большой гарантией, мне кажется, будет публичное отношение к каждой конкретной экспертизе как со стороны строительного сообщества, так и со стороны профильных государственных структур, тот авторитет, который очень сложно заработать, но так легко, если поступишься принципами, потерять.
рубрика:
СРО НП «Проектировщики Северо-Запада»
автор:
Ярослава Задорина