Олег Трубачёв: «Энергосбережение – задача приоритетная»

Распоряжением областного правительства (от 17.05.2010 №233-р) создано государственное бюджетное учреждение «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области» (ГУ «ЦЭПЭ ЛО»). Подробнее о работе центра, основной задачей которого является практическая реализация мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности, рассказывает его директор Олег Трубачёв.

– Олег Алексеевич, для каких целей был создан Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области?
– 23 ноября 2009 года вышел Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности». Безусловно, вопросом энергосбережения занимались и до этого момента, но в 2009 году он был законодательно закреплен.
Многие тогда восприняли это как разовую акцию и не отдавали себе отчета в том, что энергосбережение и энергоэффективность будут иметь такое значение.
Но жизненные реалии, и в особенности нагрянувший экономический кризис способствовали развитию вопроса. Энергоносители должны экономиться, а безрассудное, нелимитированное потребление бюджетных средств – остаться в прошлом.
В декабре 2010 года была принята государственная программа, в которой по основным отраслям были определены удельные расходы топлива на единицу произведенной продукции в каждой отрасли. Для решения поставленных задач и стимулирования собственников предприятий правительством Ленинградской области создана система управления энергосбережением региона. Политика в сфере экономии энергоресурсов определена федеральным законом «Об энергосбережении о повышении энергетической эффективности» № 261 (вступил в силу 27 ноября 2009 года).
Губернатором Валерием Сердюковым образован межведомственный координационный совет по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности.
Распоряжением областного правительства (от 17.05.2010 №233-р) создано государственное бюджетное учреждение «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области» (ГУ «ЦЭПЭ ЛО»).

– Каким образом ваш центр координирует свою работу с правительством Ленинградской области и решаемые задачи?
 – Учредитель нашего центра – Комитет по энергетическому комплексу и ЖКХ Ленинградской области. Все основные виды деятельности центра, планы мероприятий согласовываются. Комитет определяет и регламентирует нашу деятельность.
Сама же структура и организация энергосбережения определена долгосрочной целевой программой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2010-2015 годы и перспективу до 2020 года», которая включает несколько отраслевых подпрограмм. Координатором программы является комитет по энергетическому комплексу и ЖКХ, а ее участниками – отраслевые комитеты администрации области, администрации муниципальных образований, государственные и муниципальные учреждения, предприятия и организации региона.
Участники программы определяют ее исполнителей в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ) и особенностей реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий (регулируемых организаций).
Помимо региональной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на 2010-2015 годы и перспективу до 2020 года» органами местного самоуправления формируются муниципальные программы энергосбережения.
Так, нашим центром была проведена большая работа по оценке установки приборов учета. В соответствии с базовым законом в сфере энергосбережения до 1 января 2011 года должно было быть завершено оснащение зданий, строений и сооружений, где размещаются органы государственной власти и местного самоуправления или которые находятся в государственной или муниципальной собственности, приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии. Это относится также и к государственным и муниципальным бюджетным учреждениям.
Также собственники зданий и объектов, при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, обязаны были завершить их оснащение приборами учета до 1 января 2011 года.
До 1 января 2012 года приборы учета должны быть установлены собственниками жилых домов. Многоквартирные дома должны быть оснащены также коллективными (общедомовыми) приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета.
На сегодняшний день в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях Ленинградской области оснащенность приборами учета составляет 73%. Это достаточно высокий показатель. Область занимает 3-е место по всему Северо-Западному округу. За год функционирования центра он хорошо себя зарекомендовал, сформировался как самостоятельная структура. На прошедшем в январе текущего года Координационном совете по реализации государственной политики в сфере энергосбережения и повышения энергоэффективности при губернаторе Ленинградской области было принято решение о расширении численности сотрудников центра и создания дополнительного отдела – проведения энергетических обследований с целью паспортизации всех подведомственных комитетов и учреждений правительства Ленинградской области.
Согласно закону до 31 декабря 2012 года все предприятия подведомственные комитеты и учреждения должны иметь энергетический паспорт. В нем должны содержаться сведения об оценке состояния здания, прилагаться программа мероприятий по энергоэффективности. На основании этих сведений можно закладывать в бюджет затраты на мероприятия.
Сотрудники центра оказывают активную помощь всем муниципальным образованиям, разработали методики составления программ. Специалисты центра могут выехать на место для оценки ситуации.
Один из отделов центра контролирует тарифорегулируемые предприятия.

– Какую помощь центр может оказать строительным компаниям?
– Со строительным сектором мы активно взаимодействуем с точки зрения контроля и отслеживания документации по исполнению постановлений правительства.
На сегодняшний день по запросу Комитета по государственному строительному надзору и государственной экспертизе Ленинградской области и Комитета строительству Ленинградской области было выявлено, что из 546 проектов, прошедших государственную экспертизу, только 86 имеют требуемый раздел об энергосбережении, что является прямым нарушением действующего законодательства.

– Охотно ли идут на сотрудничество с вами муниципальные образования?
– Сегодня многие муниципальные образования уже с пониманием относятся к вопросам энергосбережения. На мой взгляд, именно муниципальные образования должны стать центрами энергосберегающей культуры, катализаторами процессов энергосбережения в районе. Желательно, чтобы на местах по аналогии с нашим центром были созданы консультационные центры по вопросам энергосбережения (не обязательно юридические лица). Тогда бы муниципальные образования заняли активную позицию в этом вопросе. Такие процессы уже идут, но пока недостаточно активно.
Есть районы, которые неплохо показывают себя в энергосберегающей деятельности – это Бокситогорский район, Сосновоборгский городской округ. Обидно отставание Всеволожского района, имеющего большой промышленный потенциал.

Владимир Морозов, к.т.н., заместитель директора ГУ «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области»:

– Законодательство об энергоэффективности и энергосбережении в РФ нуждается в доработке.
И работа в этом направлении ведется. Так, в марте текущего года правительство РФ внесло в Госдуму проект закона «О внесении изменении в закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменении в отельные законодательные акты РФ». Законопроект предусматривает перенос сроков обязательной установки приборов учета на 1 января 2015 года. Перенос сроков обусловлен тем, что еще далеко не все предприятия установили такие приборы.
Другой момент: согласно действующему законодательству многие управляющие компании имеют контракты до 5 лет, а проекты энергосбережения, которые будут реализовываться в жилом фонде, имеют период окупаемости, превышающий этот срок. В этом аспекте необходимы изменения в Жилищном кодексе, в законодательстве об энергосбережении, чтобы устранить это несоответствие.
Необходимо решение на федеральном уровне таких вопросов, как лимитирование бюджетных потребителей. Оно должно быть расписано на уровне правительства РФ в соответствующей нормативной базе.
Кроме того, формируется новый вид деятельности – операторы коммерческого учета энергоресурсов. Сейчас готовятся предложения по изменению действующего законодательства с учетом этого нового вида деятельности.
До конца не регламентированы возможности компенсации затрат энергосервисных компаний, не утвержден единый образец энергосервисного контракта, где четко прописаны обязанности сторон. Действующее законодательство не предусматривает обратной ответственности собственников жилья. Иными словами, члены ТСЖ могут поменять энергосервисную компанию, но при этом не определены механизмы возмещения затрат, которые компания уже понесла на модернизацию оборудования. Учитывая, что в жилищном фонде как Петербурга, так и Ленинградской области доля зданий старой постройки очень велика, а изношенность коммуникаций значительна, вопрос этот приобретает особую актуальность.
Один из самых главных вопросов – изменение или актуализация СНиПов. Необходимо, чтобы все проектные решения и документация готовилась исходя из соображений энергоэффективности, с применением энергосберегающих технологий. С обязательным применением приборов учета, ограждающих конструкций, строительных материалов с минимальной теплоотдачей и т. д.

Марина Гутник, начальник отдела программного и сервисного обеспечения ГУ «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области»:

– В задачи отдела программного и сервисного обеспечения ГУ «Центр энергосбережения и повышения энергоэффективности Ленинградской области» прежде всего входит методическое обеспечение разработки программ энергосбережения, рассмотрение программ и их согласование.
В превую очередь это программа муниципальных образований, всего 221 программа. Второе направление - рассмотрение программ государственных и муниципальных учреждений. Здесь объем работы большой – таких программ около 1800.
Мы проверяем программы, разрабатываем замечания по их корректировке и возвращаем на доработку по усмотрению заказчика.
Еще одно направление работы связано с созданием государственной информационной системы на территории Ленинградской области. Этой системой предусмотрено формирование отчетности по всему региону, причем она разбита на три ступени: регион, муниципальное образование и отдельные организации и учреждения.
Пока еще нет программного обеспечения, мы только готовим основу для этой информационной системы.
Также отделом осуществляется мониторинг учреждений государственного и муниципального сектора. Мониторинг предполагает анализ ситуации по оснащенности учреждений приборами учета, по проведению энергообследований, по потребление топливно-энергетических ресурсов. Отчет ведется на основании форм, разработанных Российским энергетическим агентством.
рубрика: Личное дело
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.