Стимулы для развития котельного производства

Рынок котельного оборудования медленно возвращается к показателям 2007-2008 годов. По мнению аналитиков, прирост по сравнению с прошлым годом составил 10%.

Толчки к развитию

Как отмечает Леон Адамович, региональный директор ООО «Виссманн», кризис для нашей страны еще не закончился. «Возможно, во второй половине года начнется оживление жилищного строительства, а с ним возникнет потребность и в отоплении. Наблюдаются некоторые подвижки в промышленном строительстве или в технологическом переоснащении производства. За прошедшие кризисные годы понятие рынка сильно сузилось, он стал более административным», – рассказывает эксперт.
Андрей Ситков, антикризисный управляющий, уверен, что стимулом к развитию котельного производства является и то, что в Ленинградской области ведется большая работа по реконструкции и модернизации котельных. «Устаревшее оборудование меняется на современное, что позволяет значительно экономить топливо и соответственно снижать затраты на производство тепла», – резюмирует господин Ситков. Постепенно котельные переходят на использование газа, чему активно способствуют программы по энергоэффективности и газификации региона. Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков отметил, что в 2011 году вложения в газификацию вырастут на 151,6 млн рублей: 36,6 млн рублей добавят к областной инвестиционной адресной программе строительства внутрипоселковых газопроводов и выделят дополнительно 115 млн рублей бюджетных кредитов на проектирование объектов газификации 2012 года.

Бытовые и промышленные

Практически во всех случаях, когда можно подвести газ, оптимальным является эксплуатация газовых котлов, считают специалисты компании «Энтророс». «Газовые котельные – это наиболее востребованный вид котельных в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, да и в России в целом. Три четверти новых котельных в нашей стране – это именно газовые котельные. Это неудивительно: использование природного газа в качестве топлива позволяет получить самое дешевое тепло и максимально автоматизировать работу котельной», – говорит маркетолог компании.
Сегодня на рынке отопительного оборудования существует больше сотни видов различных котлов. Условно по мощности их можно разделить на бытовые и промышленные. Бытовые котлы используются для автономного отопления, горячего водоснабжения загородных домов, квартир и других небольших объектов. Мощность бытовых котлов отопления находится в пределах от 5-10 до 100-200 кВт. Они легко располагаются в небольших специальных помещениях домов или даже на кухне. Основными игроками в бытовом секторе, по мнению Леона Адамовича, регионального директора ООО «Виссманн», являются Baxi, Protherm, Vaillant. В регионах, приближенных к Китаю, оборудование корейского и китайского производства.
Мощные промышленные котлы используются в котельных, предназначенных для теплоснабжения многоквартирных домов, поселков, производственных предприятий. Мощность промышленных котлов составляет от сотен киловатт до десятков мегаватт. Они располагаются во встроенных, пристроенных помещениях или в отдельных зданиях и монтируются в соответствии с проектом. Основные производители в этой области представлены компаниями Viessmann, Buderus, Wolf, «Энтророс», «Дорогобужкотломаш», которые в разных регионах имеют разные весовые категории.
Например, ОАО «Дорогобужкотломаш» в основном осуществляет поставки отопительной техники для систем теплоснабжения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. По данным экспертов, на рынок промышленного котельного оборудования кризис сильно не повлиял. Постоянным потребителем продукции ОАО «ДКМ» является ГУП «ТЭК СПб» – это порядка 2-3 котлоагрегатов единичной мощностью 58,2 МВт в год, включая котлы в экологичном исполнении. «С 2008 года мы сотрудничаем с ОАО «ТГК-1» по поставкам водогрейных котлов на замену установленного оборудования с сохранением существующих каркасов, площадок и лестниц. Из последних заказов – котлы КВ-ГМ и ПТВМ теплопроизводительностью 100 Гкал. Оценить последствия кризиса для рынка Ленинградской области затрудняюсь: запросы поступают, но реализованных проектов пока не так много», – говорит Елена Петрикова, генеральный директор ОАО «Дорогобужкотломаш».
По словам Тимура Печенина, менеджера маркетингового отдела компании Vaillant, рынок котельного оборудования можно сравнить с автомобильным. «В премиум-сегменте работают три признанных лидера: Viessmann, Buderus, Vaillant. Комфорт-класс представлен компаниями Baxi, Protherm, Ariston. В эконом-сегменте котельное оборудование в основном турецкого и китайского производства, но его отличает низкое качество», – подытожил господин Печенин.
Котлы российского производства стоят меньше, чем их зарубежные аналоги, но при этом нисколько не уступают им в качестве и надежности, считают эксперты компании «Энтророс». «Основное преимущество зарубежных производителей – это высокий имидж, представленность в регионах, высокое качество рекламных, презентационных материалов. По большинству позиций отличия неявные. Если говорить о тенденциях в целом, то можно отметить, что происходит увеличение единичных мощностей оборудовании», – говорит маркетолог компании.
«В разных сегментах разный расклад сил. Например, в сегменте средних и больших котлов востребованы котлы отечественного производства. Кроме ОАО «ДКМ» представлена продукция Бийского, Псковского, Барнаульского котельных заводов. Учитывая, что котлоагрегаты такой мощности поставляются для крупных котельных под программы реконструкции и капитальных ремонтов, предпочтение отдается российским котлам: под замену желательна установка однотипного оборудования. Предложения от зарубежных производителей поступают, но цена на их продукцию гораздо выше, да и проектов, «обкатанных» на российских объектах, единицы. В сегменте до 20 МВт, особенно для объектов нового строительства, рассматриваются различные варианты»,– резюмирует Елена Петрикова, генеральный директор ОАО «Дорогобужкотломаш».

Выбор зависит от средств

Выбор оборудования чаще всего зависит не от его технических параметров, а от средств, которые заказчик готов в него вложить. «Застройщики многоквартирных домов инвестируют собственные средства в строительство, поэтому вкладывают минимум, чтобы получить максимум. Частник считает не только капитальные затраты, но и окупаемость инвестиций. Под частником я подразумеваю и инвестора в промышленное производство. Бюджетные средства нельзя рассматривать как средства для вложения, в них всегда «дыры», оттого и закупается что проще», – высказывает свое мнение господин Адамович.
При выборе оборудования прежде всего надо понимать его назначение: отопление или технология, вид топлива, экологические требования к данной местности. Необходимо провести оценку срока окупаемости и, как следствие, целесообразности его приобретения. Можно еще перечислить ряд показателей, но последним и, наверное, самым главным будет экономическая составляющая.
По словам Тимура Печенина, менеджера маркетингового отдела компании Vaillant, последнее время стремительно возрастающую популярность приобретают системы с использованием солнечных коллекторов и тепловых насосов. В этой области компания Vaillant готова предложить самые современные, энергосберегающие и экономически выгодные решения. «Например, новые самоопорожняющиеся комплекты нагрева воды от солнца для 1-6 человек (водонагреватель 150-389 л, 1-3 шт. специальных коллекторов). В таких комплектах теплоноситель солнечной установки никогда не перегреется, например при отъезде владельцев и отсутствии съема тепла, поскольку весь антифриз автоматически сольется в змеевик водонагревателя и внутри солнечных коллекторов будет лишь воздух», – рассказывает господин Печенин.
рубрика: Обзор
автор: Ярослава Задорина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.