Не всякий КОТ добежит до реализации

Сегодня в Санкт-Петербурге, по разным оценкам, 60-70 проектов комплексного освоения территорий (КОТ). Как считает председатель Комитета построительству правительства Санкт-Петербурга Вячеслав Семененко, не все они достойны воплощения.

Качество проектов КОТ лично у Вячеслава Семененко часто вызывает вопросы. «При утверждении проектов планировок необходимо уделять больше внимания не только схемам прохождения дорог и размещения объектов, но и качеству жизни горожан на этих территориях», – заявил он, выступая на V Международном форуме по строительству и недвижимости, организованном в Санкт-Петербурге Российско-британской торговой палатой.
По словам чиновника, некоторые проекты, которые не соответствуют интересам города, не следует согласовывать. «Я не считаю возможным запустить все эти проекты, – заявил он. – Многие из них должны «отлежаться» и дождаться своего инвестора, девелопера, архитектора. Они должны пройти через общественную дискуссию».

Инфраструктурный вызов

Несколько десятков проектов КОТ, находящихся на разных стадиях реализации, предусматривают строительство более 40 млн кв. м только жилья. Благодаря реализации этих проектов в течение ближайших 7-8 лет внутри Санкт-Петербурга произойдет миграция более 1 млн горожан, считает Вячеслав Семененко.
«Конечно, это огромный вызов, – полагает председатель Комитета по строительству. – На город падают проблемы, связанные с развитием всех видов инфраструктуры: инженерной, транспортной, социальной».
Именно грамотному развитию городской инфраструктуры была посвящена большая часть дискуссий на форуме. Так, лорд-мэр лондонского Сити Майкл Бэр рассказал, что каждый фунт стерлингов, вложенный в лондонскую инфраструктуру, приносит экономике города 1,84 фунта дополнительного дохода. Лорд-мэр заявил, что Санкт-Петербург и Лондон могли бы эффективно сотрудничать в направлении регенерации городских территорий, где у британской столицы накоплен большой опыт.
Однако Вячеслав Семененко обратил внимание форума, что в Лондоне тоже идут споры о том, правильно ли был реконструирован центр города. Майкл Бэр подтвердил, что градостроительная деятельность без ошибок не обходится. По его мнению, при реконструкции Лондона следовало обеспечить возможность горожанам и туристам пройти вдоль всего берега Темзы. «Можно было сделать больше для общественных пространств», – сказал лорд-мэр. Успехом же, по его мнению, можно считать создание интегрированной системы общественного транспорта, благодаря которой пассажирам требуется минимальное количество времени для пересадок с одного вида транспорта на другой.

Инвесторы вздрогнули

Между тем в конце форума выяснилось, что далеко не все его делегаты были сосредоточены на вопросах совершенствования городской инфраструктуры. Как признался выступавший последним Ярослав Катаев, исполнительный директор ООО «Рюрик менеджмент», после слов Вячеслава Семененко о том, что проекты, которые не соответствуют интересам города, не следует согласовывать, вздрогнули инвесторы не только проектов комплексного освоения территорий, но и многих других. По мнению Ярослава Катаева, интересы города в таком случае надо прописать в законе, чтобы инвесторы могли заранее ориентироваться.
«С одной стороны, государство в инвестиционных проектах часто выступает как равноправный участник гражданского оборота. С другой стороны, государство пользуется своими властными полномочиями и правом решающего голоса при определении, исполнены инвестиционные обременения или нет, – посетовал Ярослав Катаев. – Таким образом, государство становится двуглавым драконом, который отпугивает инвесторов, особенно иностранных. Я предлагаю передать функции экспертизы выполнения инвесторами своих обязательств при реализации сложных проектов независимым частным структурам. Это помогло бы успокоить иностранный капитал, опасающийся, что его средства, вложенные в российские проекты, полностью пропадут».
Шведский холдинг Ruric, в который входит «Рюрик менеджмент», в настоящее время продолжает судебную тяжбу с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ), требуя компенсировать расходы, понесенные при реализации проекта реконструкции двух корпусов Апраксина двора. Сумму своих расходов Ruric оценивает в 60 млн USD. Эти деньги шведы вкладывали в течение нескольких лет, но в итоге чиновники КУГИ посчитали, что Ruric провел работы с нарушениями, и через суд добились права забрать у шведской компании корпуса в Апраксином дворе.
рубрика: Инфраструктура
автор: Александр Пирожков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.