Вопрос номера

На мировых биржах на прошлой неделе произошел обвал цен на большинство активов. Насколько вы и ваша компания готовы к повторению кризиса 2008 года?

Илья Андреев, управляющий директор NAI Becar в Санкт-Петербурге:

– Мы готовы к повторению кризиса. NAI Becar – международная консалтинговая компания, которая сможет оказать поддержку и содействие клиентам по реализации проектов даже в кризисный период. Безусловно, время кризиса – это малоприятное состояние, но оно всегда дает возможности для развития.

Вячеслав Засухин, коммерческий директор компании «Цемсис»:

– ООО «ПП «Цемсис» – это дитя кризиса, первые квадратные метры тротуарной плитки которого были выпущены в сентябре 2009 года, в самый разгар кризиса, когда объемы рынка упали вдвое. Кризис научил нас экономить, поэтому, наверное, у нас один из самых низких уровень накладных расходов. За 2010 год мы завершили инвестиционную программу, нарастили клиентскую базу и завоевали существенную долю рынка. Понимая, что рост объемов потребления стройматериалов в 2011 году обусловлен в основном бюджетными расходами, мы провели совещание по разработке мероприятий на случай сокращения объемов рынка на 50%, как это было в 2008-2009 годах. И приняли решение: так как сокращать расходы дальше некуда, в случае второй волны кризиса будем выживать за счет сокращения долей конкурентов.

Дмитрий Щегельский, генеральный директор агентства недвижимости «Бенуа»:
– За 16 лет работы наша компания пережила не один кризис. Кризис 2008 года мы успешно прошли благодаря консервативной политике агентства. Уже тогда у нас были минимизированы все расходы, оптимизирован штат. Мы никогда не раздували штат агентства, хотя для этого были возможности. За время кризиса и в посткризисный период мы проводили тренинги с сотрудниками, помогая им адаптироваться к работе на новом рынке. Учитывая полученный в кризис опыт и максимально оптимизированные затраты компании, я считаю, что мы готовы ко второй волне и сейчас запас прочности нашей компании достаточно велик.

Алена Цыганкова, генеральный директор УК «Город чистоты»:

– Кризис – это своего рода естественный отбор, как в природе. Выжил сильнейший. Тот, кто смог правильно отреагировать на ситуацию, проявить гибкий подход к ценообразованию и в дополнительных льготных отношениях к заказчику, который, замечу, тоже находился в состоянии кризиса. То есть «на плаву» остались наиболее гибкие, они и смогли продолжать свою деятельность. А сейчас, действительно, вырабатывается иммунитет к проблемам. Так что, думаю, мы можем вторую волну и не заметить!
Хочется рассчитывать на господдержку. Однако сегодня вместо того чтобы помочь развивающимся отраслям, таким как клининг, обслуживание коммерческой недвижимости, государство, наоборот, затянуло на горле бремя налогов (с 14,5 до 34,5% фонда оплаты труда). Наша сфера не попала даже в список льготников деятельности, несмотря на то что основная затратная часть у индустрии клининга (80%) – это как раз затраты на персонал (зарплата и налоги). Если исключить такие казусы, то мы вполне достойно могли бы встретить новую волну кризиса.

Андрей Иванов, заместитель руководителя по развитию коттеджного проекта «Новые Дубки»:

– Повторение кризиса 2008 года, скорее всего, будет, сейчас все идет по нарастающей, однако глобального падения рынка недвижимости не произойдет, просто объекты будут медленнее продаваться. Мы еще не до конца выбрались из прошлого кризиса, чтобы сейчас сильно упасть.
рубрика: События
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.