Новые нормативы – путь к модернизации отрасли
В 2012 году у строителей России начнется новая жизнь – с обновленной нормативной базой и опорой на независимую экспертизу. Об этом заявил министр регионального развития РФ Виктор Басаргин в ходе прошедшего в Санкт-Петербурге Всероссийского научно-практического совещания «Техническое регулирование и ценообразование в строительстве – инструмент модернизации отрасли».
От кризиса – к инновациям
В последние два года законодательная и нормативная база в строительстве претерпевает существенные изменения. Нужно обсудить, как повлияют эти перемены на процессы модернизации отрасли. Так Виктор Басаргин сформулировал цель совещания, которое стояло особняком в череде празднований, посвященных Дню строителя.
Строительная отрасль пережила кризис и вышла из стадии стагнации в стадию оживления. Общий объем работ по виду деятельности «строительство» составил 1,7 трлн рублей, или 101,7% к уровню того же периода прошлого года. При этом производство стройматериалов выросло на 12%, в том числе цемента на – 13%, сборного железобетона на – 11%, стеновых материалов – на 23%. «Это радует, но закономерен вопрос: не воспроизводим ли мы, двигаясь экстенсивно, старый технологический уклад? – заметил министр. – Акцент сделан на максимальном содействии частной инициативе, на становлении конкурентоспособного отечественного строительного бизнеса. Нужны преимущества высшего порядка – новые материалы, новые технологии, новая организация дела и новые мозги». Министр подчеркнул, что возврата к прошлому – лицензированию и государственному управлению строительством – не произойдет, несмотря на «болезни роста» и «мутную пену».
Сломать барьеры
Предстоящими шагами в ближайшие месяцы станут снятие административных барьеров в строительстве, минимизация разрешительных процедур. Министерство разработало изменения в законодательстве в части совершенствования порядка выдачи разрешений на строительство, уточнение критериев отнесения объектов строительства к категории особо опасных, сложных и уникальных, установления возможности выполнять подготовительные работы до выдачи разрешения на строительство. Это позволит сократить сроки от проведения аукциона до выхода на стройплощадку. «На уровне федерального законодательства многие барьеры удалось снять, – считает Виктор Басаргин. – Сейчас необходима отмена местных усложнений, создающих «административный зуд» вокруг стройки».
Предстоит и реформирование экономического механизма работы отрасли. Государство выступит в роли регулятора рынка строительной продукции. Министерство уже утвердило 16 сборников ценовых нормативов по основным видам строительства. Они должны оптимизировать бюджетные расходы и дать бизнесу четкие представления о структуре затрат. Это современная многоуровневая система учета стоимости ресурсов. Завершена разработка всех базовых документов в этой сфере. Разработан целый комплекс новых документов, приведена к единой номенклатуре база региональных сметных нормативов. Министерство подготовило боле 40 нормативных актов, определяющих основные черты новой системы ценообразования. Создан федеральный портал мониторинга цен основных строительных ресурсов. С января он станет важнейшим инструментом принятия решений при распределении бюджетных средств и инвестиций со стороны бизнеса.
Нормировать по-новому
Начато формирование базы данных результатов проектирования, которое станет основой федерального банка данных проектов повторного применения.
Вместе с правительственными органами Белоруссии и Казахстана министерство утвердило программу гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, применяемыми в Евросоюзе. Применять еврокоды можно будет уже в этом году. Обновлена треть государственных стандартов и сводов правил (бывших СНиПов). Большую часть оставшихся обновят до конца 2011 года. А к середине 2012 года эта работа будет завершена.
Сложность внедрения инноваций в предыдущие годы, отсутствие мобильности во внесении изменений в нормативные акты были порождены тем, что единственным инициатором изменений было государство. Почти 10 лет существовал запрет на разработку новых строительных норм и правил, напомнил министр. Но два года назад ситуация изменилась.
Сложнее положение с национальными стандартами в строительстве. Хотя общей строительной политикой занимается министерство, стандарты принимает Росстандарт. «Двойное подчинение создает дополнительные сложности в формировании согласованной политики в этом направлении», – подчеркнул министр. Поэтому в Минрегионе считают разумным возвращение к системе комплексного нормирования в строительной области: «стандарты и своды правил должны находиться в одних руках».
Свобода в обмен на ответственность
Созданы возможности для проявления частной инициативы по нормированию, инновационно ориентированные предприятия ими уже воспользовались.
«Государство должно не управлять нормированием в строительной сфере, а создавать условия для того, чтобы новации и эффективные решения попадали в сферу нормативного поля, государство должно не принимать решения, а процессуально обеспечивать их прохождение, – уточнил позицию Министерства директор департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Илья Пономарев. – Источником же, формирующим технические нормы, должно стать само строительное сообщество». Именно бизнес вкладывает сотни миллионов долларов в формирование таких норм в странах Запада.
С прошлого года началось обновление системы нормирования и приведение ее в соответствие с принятой в Европе. Одним из ключевых субъектов этой работы стали национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей. «Концепция свободы в обмен на ответственность – это наиболее правильная схема отношений государства и бизнеса», – резюмировал директор департамента. «Сегодня препятствие в развитии инноваций, в изменении технологий заключается в отсутствии не нормативной базы, а инициативы», – продолжил эту мысль министр.
Модернизация с оглядкой на Европу
«Именно ставка министерства на профессиональное сообщество позволила в течение двух лет достичь реальных результатов и избежать скоропалительных решений, подобно принятым в Белоруссии, где переход на еврокоды произошел только на бумаге. У нас эта программа была разработана с участием саморегулируемых организаций, ассоциаций производителей стройматериалов и профильных вузов. Мы реально предусмотрели этапы гармонизации нашей нормативной базы с лучшими международными документами и создание условий для применения на альтернативной основе европейских нормативных документов», – сказала председатель технического комитета № 465 «Строительство» при Ростехрегулировании, заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей Лариса Баринова.
К концу 2011 года пройдет гармонизация большинства еврокодов и создание национальных приложений. Национальные приложения к еврокодам предусматривают использование по ряду показателей национальных нормативных документов, как того и требует Европейская комиссия по стандартизации.
«Сегодня основные элементы системы ценообразования позволяют предприятиям строительного комплекса участвовать в процессах нормирования, – заметил заместитель руководителя ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» Виктор Седов. – Набор нормативно-правовых актов, лежащий в основе этой системы, способствует оптимизации расходования бюджетных средств, но, с другой стороны, стимулирует модернизацию строительного комплекса путем снятия барьеров и ввода в нормативную систему информации о новых материалах, строительных машинах и технологиях.
В ходе совещания Виктор Басаргин поддержал также инициативу строительного сообщества о скорейшем принятии законопроекта, который уравнивал бы права государственной и негосударственной экспертизы: такое решение (в этом согласны и строители, и представители Минрегиона) позволит избежать необоснованных требований со стороны госэкспертизы.
«Мы считаем, что перемены произойдут в январе 2012 года, – подчеркнул Виктор Басаргин. – Тогда начнут действовать и новые нормативы, и независимая экспертиза. Строй не хочу!»
От кризиса – к инновациям
В последние два года законодательная и нормативная база в строительстве претерпевает существенные изменения. Нужно обсудить, как повлияют эти перемены на процессы модернизации отрасли. Так Виктор Басаргин сформулировал цель совещания, которое стояло особняком в череде празднований, посвященных Дню строителя.
Строительная отрасль пережила кризис и вышла из стадии стагнации в стадию оживления. Общий объем работ по виду деятельности «строительство» составил 1,7 трлн рублей, или 101,7% к уровню того же периода прошлого года. При этом производство стройматериалов выросло на 12%, в том числе цемента на – 13%, сборного железобетона на – 11%, стеновых материалов – на 23%. «Это радует, но закономерен вопрос: не воспроизводим ли мы, двигаясь экстенсивно, старый технологический уклад? – заметил министр. – Акцент сделан на максимальном содействии частной инициативе, на становлении конкурентоспособного отечественного строительного бизнеса. Нужны преимущества высшего порядка – новые материалы, новые технологии, новая организация дела и новые мозги». Министр подчеркнул, что возврата к прошлому – лицензированию и государственному управлению строительством – не произойдет, несмотря на «болезни роста» и «мутную пену».
Сломать барьеры
Предстоящими шагами в ближайшие месяцы станут снятие административных барьеров в строительстве, минимизация разрешительных процедур. Министерство разработало изменения в законодательстве в части совершенствования порядка выдачи разрешений на строительство, уточнение критериев отнесения объектов строительства к категории особо опасных, сложных и уникальных, установления возможности выполнять подготовительные работы до выдачи разрешения на строительство. Это позволит сократить сроки от проведения аукциона до выхода на стройплощадку. «На уровне федерального законодательства многие барьеры удалось снять, – считает Виктор Басаргин. – Сейчас необходима отмена местных усложнений, создающих «административный зуд» вокруг стройки».
Предстоит и реформирование экономического механизма работы отрасли. Государство выступит в роли регулятора рынка строительной продукции. Министерство уже утвердило 16 сборников ценовых нормативов по основным видам строительства. Они должны оптимизировать бюджетные расходы и дать бизнесу четкие представления о структуре затрат. Это современная многоуровневая система учета стоимости ресурсов. Завершена разработка всех базовых документов в этой сфере. Разработан целый комплекс новых документов, приведена к единой номенклатуре база региональных сметных нормативов. Министерство подготовило боле 40 нормативных актов, определяющих основные черты новой системы ценообразования. Создан федеральный портал мониторинга цен основных строительных ресурсов. С января он станет важнейшим инструментом принятия решений при распределении бюджетных средств и инвестиций со стороны бизнеса.
Нормировать по-новому
Начато формирование базы данных результатов проектирования, которое станет основой федерального банка данных проектов повторного применения.
Вместе с правительственными органами Белоруссии и Казахстана министерство утвердило программу гармонизации нормативных документов в области строительства с принципами, применяемыми в Евросоюзе. Применять еврокоды можно будет уже в этом году. Обновлена треть государственных стандартов и сводов правил (бывших СНиПов). Большую часть оставшихся обновят до конца 2011 года. А к середине 2012 года эта работа будет завершена.
Сложность внедрения инноваций в предыдущие годы, отсутствие мобильности во внесении изменений в нормативные акты были порождены тем, что единственным инициатором изменений было государство. Почти 10 лет существовал запрет на разработку новых строительных норм и правил, напомнил министр. Но два года назад ситуация изменилась.
Сложнее положение с национальными стандартами в строительстве. Хотя общей строительной политикой занимается министерство, стандарты принимает Росстандарт. «Двойное подчинение создает дополнительные сложности в формировании согласованной политики в этом направлении», – подчеркнул министр. Поэтому в Минрегионе считают разумным возвращение к системе комплексного нормирования в строительной области: «стандарты и своды правил должны находиться в одних руках».
Свобода в обмен на ответственность
Созданы возможности для проявления частной инициативы по нормированию, инновационно ориентированные предприятия ими уже воспользовались.
«Государство должно не управлять нормированием в строительной сфере, а создавать условия для того, чтобы новации и эффективные решения попадали в сферу нормативного поля, государство должно не принимать решения, а процессуально обеспечивать их прохождение, – уточнил позицию Министерства директор департамента архитектуры, строительства и градостроительной политики Минрегиона Илья Пономарев. – Источником же, формирующим технические нормы, должно стать само строительное сообщество». Именно бизнес вкладывает сотни миллионов долларов в формирование таких норм в странах Запада.
С прошлого года началось обновление системы нормирования и приведение ее в соответствие с принятой в Европе. Одним из ключевых субъектов этой работы стали национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей. «Концепция свободы в обмен на ответственность – это наиболее правильная схема отношений государства и бизнеса», – резюмировал директор департамента. «Сегодня препятствие в развитии инноваций, в изменении технологий заключается в отсутствии не нормативной базы, а инициативы», – продолжил эту мысль министр.
Модернизация с оглядкой на Европу
«Именно ставка министерства на профессиональное сообщество позволила в течение двух лет достичь реальных результатов и избежать скоропалительных решений, подобно принятым в Белоруссии, где переход на еврокоды произошел только на бумаге. У нас эта программа была разработана с участием саморегулируемых организаций, ассоциаций производителей стройматериалов и профильных вузов. Мы реально предусмотрели этапы гармонизации нашей нормативной базы с лучшими международными документами и создание условий для применения на альтернативной основе европейских нормативных документов», – сказала председатель технического комитета № 465 «Строительство» при Ростехрегулировании, заместитель руководителя аппарата Национального объединения строителей Лариса Баринова.
К концу 2011 года пройдет гармонизация большинства еврокодов и создание национальных приложений. Национальные приложения к еврокодам предусматривают использование по ряду показателей национальных нормативных документов, как того и требует Европейская комиссия по стандартизации.
«Сегодня основные элементы системы ценообразования позволяют предприятиям строительного комплекса участвовать в процессах нормирования, – заметил заместитель руководителя ФГУ «Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов» Виктор Седов. – Набор нормативно-правовых актов, лежащий в основе этой системы, способствует оптимизации расходования бюджетных средств, но, с другой стороны, стимулирует модернизацию строительного комплекса путем снятия барьеров и ввода в нормативную систему информации о новых материалах, строительных машинах и технологиях.
В ходе совещания Виктор Басаргин поддержал также инициативу строительного сообщества о скорейшем принятии законопроекта, который уравнивал бы права государственной и негосударственной экспертизы: такое решение (в этом согласны и строители, и представители Минрегиона) позволит избежать необоснованных требований со стороны госэкспертизы.
«Мы считаем, что перемены произойдут в январе 2012 года, – подчеркнул Виктор Басаргин. – Тогда начнут действовать и новые нормативы, и независимая экспертиза. Строй не хочу!»
рубрика:
НОСТРОЙ
автор:
Василий Когаловский