«Архитектура – понятие утилитарное»
Сегодня можно констатировать: понятия «градостроительство» и «архитектура», воспринимаемые многими по привычке как синонимы, окончательно разошлись. Некоторые категоричны в суждениях – современной архитектуры не существует вообще.
Большинство предпочитают не вдаваться в поиски тонкой грани, за которой начинается искусство, а рассуждают больше о функциональности и качестве жизни в утилитарном понимании. В этом большинстве и сами строители.
Архитектор Михаил Филиппов называет современную архитектуру «стройдизайном», и если оставить за скобками его непримиримую доктрину, окажется, что сами строители вовсе не склонны опровергать этот тезис. Более того, особенно в том, что касается архитектуры современных массовых районов, где строительный процесс развивается активнее всего, строители оперируют какими угодно понятиями, только не архитектурными.
«Бюджетное жилье очень сложно сделать узнаваемым, придать архитектуре некий стиль, который будет отличаться от всего, что предлагается на рынке. Поэтому удачные примеры привести практически невозможно, – замечает первый вице-президент ГК «Балтрос» Олег Еремин. – Но если это получилось осуществить, то, безусловно, архитектура превратилась в маркетинговое преимущество». «Балтрос» строит новый район – причем новый даже «идеологически», формирует предместье Петербурга. Ленинград, как и все советские города, был лишен подобного рода агломераций, и теперь опыт этой группы компаний воспринимается как пионерский. Но Олег Еремин исключает возможность рассуждать при этом об архитектурных материях. «Когда создавался район «Славянка», архитектуру как отдельное преимущество мы не рассматривали. Цель была шире: создать не просто жилье, а комфортное для жизни пространство, – рассказывает он. – Поэтому наряду с привлекательным внешним обликом важными характеристиками нового района должны были стать безопасность жителей, достаточное количество парковок, зеленые зоны».
Эстетика в создании новых районов или развитии старых, окраинных, давно переплелась с функционалом и растворилась в нем. Руководитель отдела маркетинга УК «УнистоПетросталь» Елена Бухарова так и говорит: «Как правило, проекты массового спроса предполагают строительство дешевого, типового жилья классов «эконом» и «комфорт». И для покупателя важнейшим фактором при выборе жилья становится цена. Застройщику несложно реализовать и продать такой объект, поэтому именная архитектура для таких проектов – роскошь, ведущая лишь к удорожанию».
Наталья Агрэ, директор по маркетингу и продажам компании KVS, замечает: «К сожалению, современная архитектура спальных районов не балует покупателей изысками. Однако наша компания считает, что каждый проект должен иметь свое лицо. И пусть для некоторых это лишь имиджевая составляющая, полагаю, что при цене метра выше 65 тыс. рублей покупатель имеет право не только получить квартиру с отделкой, но и жить в доме, который выделяется и архитектурой, и дизайном мест общего пользования, и ландшафтным дизайном». Компания KVS имеет опыт работы с городским заказом, поэтому имеет все возможности для сравнения жилья той или иной цены. И здесь, заводя речь об эстетических потребностях, акцент делают в первую очередь на выделении из общей массы.
Елена Бухарова обращает внимание на проекты комплексного освоения территорий, которые не могут не быть выдержаны в едином стиле. «Масштабность таких проектов позволяет застройщикам привести архитектурные и проектные решения к индивидуальному выражению, спроектировать комфортную среду обитания, а также реализовать на объекте благоустройство территории (озеленение, разбивку цветников, беседки, водоемы и ручьи, подсветку на участках и пр.), – говорит она, вновь возвращаясь к понятиям комфортной среды обитания. – Для столь масштабных проектов «отличное» архитектурное решение необходимо как способ привлечения внимания и конкурентного преимущества».
Если компания работает с панельными комбинатами еще советских времен, то и вся архитектура ее домов застряла в 1970-х. Хотя надо признать, что домостроительные комбинаты разрабатывают новые и модернизируют существующие серии, так что планировки квартир стали гораздо удобнее, площади – больше, потолки – выше. Сами дома стали красивее внешне. Цвета для окраски домов все чаще выбирают приятные, радующие глаз. Если используется монолитная технология, она позволяет делать более гибкие архитектурные и планировочные решения, использовать остекление фасадных поверхностей в большем объеме. У домов может появиться эркер, силуэт… Наверное, этот стиль можно было бы назвать минимализмом по принципу «в нашей коробочке ничего лишнего».
Большинство предпочитают не вдаваться в поиски тонкой грани, за которой начинается искусство, а рассуждают больше о функциональности и качестве жизни в утилитарном понимании. В этом большинстве и сами строители.
Архитектор Михаил Филиппов называет современную архитектуру «стройдизайном», и если оставить за скобками его непримиримую доктрину, окажется, что сами строители вовсе не склонны опровергать этот тезис. Более того, особенно в том, что касается архитектуры современных массовых районов, где строительный процесс развивается активнее всего, строители оперируют какими угодно понятиями, только не архитектурными.
«Бюджетное жилье очень сложно сделать узнаваемым, придать архитектуре некий стиль, который будет отличаться от всего, что предлагается на рынке. Поэтому удачные примеры привести практически невозможно, – замечает первый вице-президент ГК «Балтрос» Олег Еремин. – Но если это получилось осуществить, то, безусловно, архитектура превратилась в маркетинговое преимущество». «Балтрос» строит новый район – причем новый даже «идеологически», формирует предместье Петербурга. Ленинград, как и все советские города, был лишен подобного рода агломераций, и теперь опыт этой группы компаний воспринимается как пионерский. Но Олег Еремин исключает возможность рассуждать при этом об архитектурных материях. «Когда создавался район «Славянка», архитектуру как отдельное преимущество мы не рассматривали. Цель была шире: создать не просто жилье, а комфортное для жизни пространство, – рассказывает он. – Поэтому наряду с привлекательным внешним обликом важными характеристиками нового района должны были стать безопасность жителей, достаточное количество парковок, зеленые зоны».
Эстетика в создании новых районов или развитии старых, окраинных, давно переплелась с функционалом и растворилась в нем. Руководитель отдела маркетинга УК «УнистоПетросталь» Елена Бухарова так и говорит: «Как правило, проекты массового спроса предполагают строительство дешевого, типового жилья классов «эконом» и «комфорт». И для покупателя важнейшим фактором при выборе жилья становится цена. Застройщику несложно реализовать и продать такой объект, поэтому именная архитектура для таких проектов – роскошь, ведущая лишь к удорожанию».
Наталья Агрэ, директор по маркетингу и продажам компании KVS, замечает: «К сожалению, современная архитектура спальных районов не балует покупателей изысками. Однако наша компания считает, что каждый проект должен иметь свое лицо. И пусть для некоторых это лишь имиджевая составляющая, полагаю, что при цене метра выше 65 тыс. рублей покупатель имеет право не только получить квартиру с отделкой, но и жить в доме, который выделяется и архитектурой, и дизайном мест общего пользования, и ландшафтным дизайном». Компания KVS имеет опыт работы с городским заказом, поэтому имеет все возможности для сравнения жилья той или иной цены. И здесь, заводя речь об эстетических потребностях, акцент делают в первую очередь на выделении из общей массы.
Елена Бухарова обращает внимание на проекты комплексного освоения территорий, которые не могут не быть выдержаны в едином стиле. «Масштабность таких проектов позволяет застройщикам привести архитектурные и проектные решения к индивидуальному выражению, спроектировать комфортную среду обитания, а также реализовать на объекте благоустройство территории (озеленение, разбивку цветников, беседки, водоемы и ручьи, подсветку на участках и пр.), – говорит она, вновь возвращаясь к понятиям комфортной среды обитания. – Для столь масштабных проектов «отличное» архитектурное решение необходимо как способ привлечения внимания и конкурентного преимущества».
Если компания работает с панельными комбинатами еще советских времен, то и вся архитектура ее домов застряла в 1970-х. Хотя надо признать, что домостроительные комбинаты разрабатывают новые и модернизируют существующие серии, так что планировки квартир стали гораздо удобнее, площади – больше, потолки – выше. Сами дома стали красивее внешне. Цвета для окраски домов все чаще выбирают приятные, радующие глаз. Если используется монолитная технология, она позволяет делать более гибкие архитектурные и планировочные решения, использовать остекление фасадных поверхностей в большем объеме. У домов может появиться эркер, силуэт… Наверное, этот стиль можно было бы назвать минимализмом по принципу «в нашей коробочке ничего лишнего».
рубрика:
Градостроительство
автор:
Роман Бизюков