Промышленное объединение регионов

Объединение Санкт-Петербурга и Ленинградской области, о котором вновь заговорили власти второго по величине города страны, рассматривается промышленниками и экспертами двух субъектов федерации как проект, который может поменять административные правила игры при реализации инвестиционных проектов и облегчить доступ к инфраструктуре.

Городское превосходство

Вопрос объединения города и области вновь возник после назначения полпредом в Северо-Западном федеральном округе Николая Винниченко. На первой же встрече с журналистами он предложил вернуться к этой теме в середине следующего года, отметив, что после своего назначения никаких сигналов из Кремля на этот счет не получал. 
Сегодня Санкт-Петербург по многим ключевым показателям экономического развития и промышленного производства заметно опережает Ленинградскую область. В городе, например, индекс промышленного производства за первые семь месяцев этого года составил 115,7%, тогда как в области – 107,3%. Объем иностранных инвестиций в экономику Петербурга в прошлом году составил 5,2 млрд USD, снизившись на 5,3%. Аналогичные показатели Ленобласти выглядели намного хуже – 637 млн USD привлеченного зарубежного капитала и падение на 48,9% по отношению к 2009 году. В I полугодии нынешнего года показатели падения объемов привлеченного зарубежного капитала по-прежнему находятся в отрицательной динамике – в области падение составило 59,4%, тогда как в городе показатель упал не столь значительно – на 28%, что предопределило победу Северной столицы по общему объему иностранных инвестиций – 1,6 млрд USD против 201,7 млн USD областных.
В первом полугодии 2011 года Петербург опередил область и в объемах инвестиций в основной капитал – 129 млрд против 102 млрд рублей. В каждом из регионов этот показатель за указанный период упал по отношению к январю-июню 2010 года – в области падение 8,9%, а в городе – 10,7%.
      
Налоги, земля, рабочая сила

Среди ключевых преимуществ Петербурга и Ленинградской области для реализации инвестиционных проектов эксперты отмечают действующие нормы инвестиционного законодательства. Александр Волошин, руководитель отдела инвестиционного консалтинга Astera, напоминает, что в Северной столице реализация крупных промышленных проектов общей стоимостью более 80 млн EUR дает право претендовать на статус стратегического инвестора, а это позволяет рассчитывать на целый ряд преференций – например, более низкую стоимость земли и индивидуальное сопровождение проектов. «Оба субъекта предоставляют налоговые льготы инвесторам, осуществляющим вложения в основные средства на своей территории», – отмечает руководитель налоговой практики юридической фирмы «Дювернуа Лигал» Кирилл Мерзляков. Но пороговая величина минимальных инвестиций в Ленобласти не определена, тогда как в Санкт-Петербурге она составляет 800 млн рублей, а для высокотехнологичных компаний 50 млн рублей. «Областное правительство работает с инвесторами индивидуально – льготы предоставляются по итогам рассмотрения инвестпроекта и заключения с инвестором договора, тогда как в Петербурге для использования пониженной ставки достаточно соблюдения условий, изложенных в законе», – говорит г-н Мерзляков. При этом, по мнению эксперта, льготы в Ленинградской области больше – помимо простого снижения региональной ставки налога на прибыль с 18% до 13,5%, здесь также возвращается весь налог на прибыль, уплаченный инвестором в свой бюджет. «Сроки действия налоговых льгот в области дольше, чем в городе, так как они предоставляются на срок окупаемости инвестпроекта плюс два года, в то время как в Санкт-Петербурге льготы даются на пять лет», – заключает представитель «Дювернуа Лигал».
Конкуренция между городом и областью не ограничивается предоставлением налоговых преференций. «Санкт-Петербург обладает такими неоспоримыми преимуществами, как расположение (логистический хаб), население и образование, а также сам город как таковой», – говорит генеральный директор ООО «Фоксконн РУС» Андрей Коржаков. Похожий набор, определяющий привлекательность города для инвесторов, выделяет и президент генподрядной компании STEP Дмитрий Кунис. По его мнению, ключевое преимущество Петербурга – наличие рынка квалифицированной рабочей силы, а также развитой инфраструктуры и удобной логистики. «В Ленинградской области значительные налоговые льготы позволяют размещаться компаниям, которые привлекают на площадки региона предприятия смежных отраслей, что сопровождается активным строительством инженерной и транспортной инфраструктуры», – отмечает Александр Волошин. В свою очередь, это повышает привлекательность земельных участков. Андрей Коржаков главными преимуществами Ленобласти называет также наличие свободной земли в совокупности с близостью к Санкт-Петербургу и Центральной России. Дмитрий Кунис говорит о том, что в области более низкая по сравнению с Петербургом стоимость земли, кроме того, здесь более дешевые энергетические ресурсы. Представитель областного промышленного предприятия, пожелавший остаться неизвестным, рассказал, что одним из ключевых преимуществ города является наличие ГУПов, отвечающих за сопровождение инвестиционных проектов. В области подобного механизма, по его мнению, явно не хватает.

Футурология

Возможное появление нового субъекта федерации, который объединит Петербург с Ленинградской областью, позволит промышленникам рассчитывать на новые преимущества, которыми в настоящее время не обладает ни один из двух регионов. Александр Волошин говорит, что объединение города и области в значительной степени поможет упростить многие процедуры, сопровождающие реализацию проектов, в частности, унифицировать процесс получения разрешительной документации для ведения строительства и упростить согласование подключений к сетевым энергетическим компаниям. Согласен с ним и Андрей Коржаков. По его мнению, плюсы могут быть, если слияние двух субъектов приведет к оптимизации административных процедур и уменьшению инфраструктурных издержек. Можно будет выработать единую стратегию развития инфраструктуры – электричества, воды и газа, канализаций и дорог. Дмитрий Кунис настроен менее оптимистично и никаких существенных плюсов для промышленников при появлении нового субъекта федерации не видит. «Они бы появились, если бы за счет сокращения количества чиновников снизились экономические издержки», – отмечает при этом г-н Кунис. Он надеется, что с приходом новой власти в новом регионе снизится количество бюрократических процедур, а также у чиновников появится нацеленность и мотивация на результат.
Георгий Семененко, генеральный директор ОАО «Кировский завод» (располагает площадками в Санкт-Петербурге и Ленобласти – в поселке Горелово) говорит, что возможное объединение вряд ли окажет существенное влияние на развитие бизнеса «Кировского завода» в настоящее время. Но администрацию нового региона он не прочь рассматривать как клиента своей компании. «В результате слияния города и области появится новый мощный субъект, возможности которого как потенциального заказчика для «Кировского завода» в ближайшей перспективе возрастут», – замечает г-н Семененко.
При объединении существенным моментом станет вопрос свободных и подготовленных земельных участков. Александр Волошин говорит, что объединение земельного банка двух регионов упростит продвижение площадок для реализации проектов среди потенциальных инвесторов. Сейчас, по мнению эксперта, два субъекта зачастую вступают в конкуренцию между собой за того или иного инвестора. Он вспоминает случаи с компанией «Ниссан», в итоге разместившей свое производство в Санкт-Петербурге, а также с переносом «Охта-Центра», когда Ленобласть вступила в борьбу за инвестора, предложив несколько площадок под небоскреб. Андрей Коржаков, рассуждая на тему земельных участков, считает, что объединение пойдет больше на пользу новым компаниям, приходящим в регион, а не действующим сейчас на территории города и области. «Они получат большую свободу выбора площадки и ожидаемое уменьшение инфраструктурных издержек», – высказывает свое мнение г-н Коржаков. «Земельные ресурсы Ленобласти в сочетании с имиджем Санкт-Петербурга среди крупных инвесторов позволят консолидировать преимущества двух регионов», – заключает Александр Волошин.
рубрика: Градостроительство
автор: Денис Гаврилов
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.