Закрученный кран
Ситуация с производством башенных кранов остается неутешительной: объемы выпуска новой техники по-прежнему измеряются десятками единиц, а не сотнями, как это было до кризиса. Несмотря на то, что уровень изношенности башенных кранов в России составляет около 50%, обновление парка, по сути, остановлено.
Производство башенных кранов в кризис не просто сократилось, на большинстве заводов оно просто остановилось. Если в 2008 году в России было произведено, по данным Росстата, 476 кранов, то на следующий год объемы выпуска сократились более чем в 10 раз. Крупнейший производитель этого вида техники, Нязепетровский краностроительный завод оказался в предбанкротном состоянии, а второй по величине Ржевский краностроительный завод сократил производство с более чем 200 кранов до трех.
Тем не менее аналитики отмечают, что посткризисная динамика рынка положительная, хотя производство восстанавливается очень медленно. В 2010 году в стране было произведено 62 башенных крана, а за первые 7 месяцев 2011 года 41 кран (за аналогичный период прошлого года – 34 крана). «Понятно, что этим показателям пока далеко до докризисного 2008 года, – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – Но радует, что уже превзойден показатель кризисного 2009 года, когда было произведено 42 башенных крана. Поэтому восстановления ожидать нет необходимости, оно уже идет, что видно из данных Росстата. И с большой долей уверенности можно утверждать, что процесс будет набирать обороты. Объясняется это восстановлением экономики в целом и строительства в частности как потребителя башенных кранов, необходимостью заменять изношенные краны и устаревшие модели, увеличением объемов высотного строительства в целом, которое просто невозможно без башенных кранов».
В Петербурге крупнейшим производителем башенных кранов является механический завод, однако в масштабах России его доля небольшая (до кризиса составляла около 3%). В Северной столице велика доля импорта – по оценкам участников рынка, она составляет более 60%. Основная доля техники приходится на такие фирмы, как Liebherr (Германия), Potain (Франция), Terex, IHI, Jaso и пр. По понятным причинам объемы импорта сократились не меньше, чем объемы производства.
Основными покупателями башенных кранов выступают фирмы по сдаче техники в аренду – большинство строительных компаний в своих парках башенные краны не держат. Крупнейшими игроками на рынке аренды являются «Управление механизации – 260» (УМ-260) группы ЛСР, УМ-2, УМ-3, «Северная высота», «Конрад-Кран». По сравнению с производителями их положение намного лучше – например, выручка УМ-260 в 2010 году по сравнению с 2008 упала чуть больше чем на 20%, выручка УМ-3 за первые полгода 2011 года составила более чем 60% от аналогичного показателя в докризисном 2008. Хотя у мелких игроков рынка дела идут менее успешно – например, компания «Конрад-Кран», согласно данным отчетности компании, в 2010 сдала в аренду всего 7 кранов против 44 в 2008.
«Существующее положение на рынке позволяет работать в прибыль, но не позволяет расширяться, – говорит заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Управление механизации – 3» Александр Кравчук. – Оно стабильно, но пока количество техники превышает спрос на нее».
Отдельной проблемой является уровень изношенности башенных кранов, который, по различным оценкам, в стране составляет порядка 45-55%. А доля изношенных кранов от общего их числа составляет примерно 50-60%. Теоретически это может вызвать более частые аварии с башенными кранами, хотя эксперты говорят, что это далеко не самая частая причина их падения, по сравнению с погодными условиями и человеческим фактором.
«Учитывая особенности работы башенных кранов, никто не допустит эксплуатации тех из них, что совсем изношены, – продолжает Дмитрий Баранов. – Это просто опасно и грозит различными ЧП, что в перспективе грозит вылиться в уголовное дело. Поэтому эксплуатируются только те краны, состояние которых еще вполне рабочее».
В последнее время развивается такой вид страхования, как страхование от падения башенных кранов, но действует оно, как правило, в рамках комплексного договора.
«Как такового страхования от падения башенного крана нет, но существует риск «Падение, опрокидывание», к которому в том числе относится падение крана, – рассказывает Виталий Овсянников, руководитель отдела имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона ООО «Группа Ренессанс страхование». – При страховании спецтехники этот риск мы предлагаем включить в дополнение к базовому покрытию, предусматривающему защиту от пожара, удара молнии, падения пилотируемого летательного аппарата, стихийных бедствий, взрыва, противоправного действия третьих лиц».
Производство башенных кранов в кризис не просто сократилось, на большинстве заводов оно просто остановилось. Если в 2008 году в России было произведено, по данным Росстата, 476 кранов, то на следующий год объемы выпуска сократились более чем в 10 раз. Крупнейший производитель этого вида техники, Нязепетровский краностроительный завод оказался в предбанкротном состоянии, а второй по величине Ржевский краностроительный завод сократил производство с более чем 200 кранов до трех.
Тем не менее аналитики отмечают, что посткризисная динамика рынка положительная, хотя производство восстанавливается очень медленно. В 2010 году в стране было произведено 62 башенных крана, а за первые 7 месяцев 2011 года 41 кран (за аналогичный период прошлого года – 34 крана). «Понятно, что этим показателям пока далеко до докризисного 2008 года, – говорит Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». – Но радует, что уже превзойден показатель кризисного 2009 года, когда было произведено 42 башенных крана. Поэтому восстановления ожидать нет необходимости, оно уже идет, что видно из данных Росстата. И с большой долей уверенности можно утверждать, что процесс будет набирать обороты. Объясняется это восстановлением экономики в целом и строительства в частности как потребителя башенных кранов, необходимостью заменять изношенные краны и устаревшие модели, увеличением объемов высотного строительства в целом, которое просто невозможно без башенных кранов».
В Петербурге крупнейшим производителем башенных кранов является механический завод, однако в масштабах России его доля небольшая (до кризиса составляла около 3%). В Северной столице велика доля импорта – по оценкам участников рынка, она составляет более 60%. Основная доля техники приходится на такие фирмы, как Liebherr (Германия), Potain (Франция), Terex, IHI, Jaso и пр. По понятным причинам объемы импорта сократились не меньше, чем объемы производства.
Основными покупателями башенных кранов выступают фирмы по сдаче техники в аренду – большинство строительных компаний в своих парках башенные краны не держат. Крупнейшими игроками на рынке аренды являются «Управление механизации – 260» (УМ-260) группы ЛСР, УМ-2, УМ-3, «Северная высота», «Конрад-Кран». По сравнению с производителями их положение намного лучше – например, выручка УМ-260 в 2010 году по сравнению с 2008 упала чуть больше чем на 20%, выручка УМ-3 за первые полгода 2011 года составила более чем 60% от аналогичного показателя в докризисном 2008. Хотя у мелких игроков рынка дела идут менее успешно – например, компания «Конрад-Кран», согласно данным отчетности компании, в 2010 сдала в аренду всего 7 кранов против 44 в 2008.
«Существующее положение на рынке позволяет работать в прибыль, но не позволяет расширяться, – говорит заместитель генерального директора по маркетингу ОАО «Управление механизации – 3» Александр Кравчук. – Оно стабильно, но пока количество техники превышает спрос на нее».
Отдельной проблемой является уровень изношенности башенных кранов, который, по различным оценкам, в стране составляет порядка 45-55%. А доля изношенных кранов от общего их числа составляет примерно 50-60%. Теоретически это может вызвать более частые аварии с башенными кранами, хотя эксперты говорят, что это далеко не самая частая причина их падения, по сравнению с погодными условиями и человеческим фактором.
«Учитывая особенности работы башенных кранов, никто не допустит эксплуатации тех из них, что совсем изношены, – продолжает Дмитрий Баранов. – Это просто опасно и грозит различными ЧП, что в перспективе грозит вылиться в уголовное дело. Поэтому эксплуатируются только те краны, состояние которых еще вполне рабочее».
В последнее время развивается такой вид страхования, как страхование от падения башенных кранов, но действует оно, как правило, в рамках комплексного договора.
«Как такового страхования от падения башенного крана нет, но существует риск «Падение, опрокидывание», к которому в том числе относится падение крана, – рассказывает Виталий Овсянников, руководитель отдела имущественных видов страхования Северо-Западного дивизиона ООО «Группа Ренессанс страхование». – При страховании спецтехники этот риск мы предлагаем включить в дополнение к базовому покрытию, предусматривающему защиту от пожара, удара молнии, падения пилотируемого летательного аппарата, стихийных бедствий, взрыва, противоправного действия третьих лиц».
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Маргарита Арановская