Мевлуди Блиадзе: «Я мечтаю увидеть, как на Дворцовой набережной будет закрыто автомобильное движение»

Троицкий мост, Софийская развязка, Западный скоростной диаметр (ЗСД), транспортная развязка у Литейного моста, набережная канала Грибоедова – это далеко не полный список важных транспортных объектов Санкт-Петербурга, которые строила или реконструировала компания «Пилон». Недавно организация выиграла тендер на возведение крупной переправы через Неву – Ново-Адмиралтейского моста. В преддверии Дня работников дорожной отрасли мы встретились с Мевлуди Блиадзе, генеральным директором ЗАО «Пилон», который рассказал нам свое видение инфраструктурных преобразований в городе на Неве, затронул темы развития центра Санкт-Петербурга и реформы законодательства в сфере госзаказа,  а также поделился планами своей компании.

Мевлуди Дарчоевич, компания «Пилон» уже 19 лет работает на строительном рынке Санкт-Петербурга. А с чего все начиналось?
Создание компании «Пилон» – не революция, мы ничего нового не придумали. Основное ядро нашей организации – это сотрудники треста «Ленмостострой», где я возглавлял одно из четырех строительных управлений, СУ-2. Оно было ориентировано на капитальный ремонт мостовых сооружений и набережных в историческом центре Санкт-Петербурга. В начале своей деятельности ЗАО «Пилон» также сконцентрировался на выполнении этих работ. Работа в историческом центре требует повышенного внимания: рядом с реконструируемым объектом расположены здания и сооружения, которые находятся под охраной КГИОП. Наша задача была в том, чтобы отремонтировать мосты и набережные, и избежать негативного воздействия на объекты культурного наследия. На мой взгляд, нам это удалось. Кроме этого, в капитальном ремонте обязательно присутствуют  реставрационные работы. «Пилон» – одна из немногих компаний в городе, работающая над восстановлением старого гранита. У нас есть замечательные специалисты – каменотесы гранитчики, которые преуспели в этом деле больше, чем другие. Наши мастера выполняют уникальные работы по воссозданию элементов каменного декора – облицовки гранитных набережных, тумб, парапетов.
Например, мы реконструировали Троицкий мост. Заменили 208 тысяч заклепок на высокопрочные болты, бережно реставрировали различные элементы моста – канделябры, опоры контактной сети, гранитные изделия. И мост засиял.
В 2010 году мы в рекордные сроки капитально отремонтировали обрушившийся участок набережной канала Грибоедова, благодаря мастерству наших гранитчиков стенка набережной и перильные ограждения были восстановлены в их первозданном виде.
С течением времени «Пилон» стал заниматься и новым строительством. Мы не могли оставаться в стороне от масштабных транспортных объектов. Мы реализовали крупный проект развязки на пересечении Софийской улицы и кольцевой автодороги (КАД) – построили более 4 км трассы и 2 км эстакад, также участвовали в создании внутригородской дорожной сети, прилегающей к транспортному обходу Санкт-Петербурга.
Среди недавно построенных объектов особо хочу отметить тоннель под Литейным мостом, работы по южному участку ЗСД от Благодатной улицы до набережной реки Екатерингофки. Также ведется строительство на участке Западного скоростного диаметра от улицы Савушкина до трассы «Скандинавия», протяженностью 8 км.  Впереди нас ждет и морская часть ЗСД – от набережной реки Екатерингофки через Морской порт, Васильевский остров, стадион ЦПКиО им. Кирова, до улицы Савушкина. Компания обязательно будет участвовать в строительстве этого масштабного проекта. А недавно «Пилон» заключил государственный контракт на строительство очень важной для Санкт-Петербурга переправы – Ново-Адмиралтейского моста.
Кроме этого, мы начали работать в Новороссийске, где принимаем участие в строительстве грузового порта. Сложные морские условия в этом месте требуют применения инновационных технологий, современного оборудования – всем этим компания обладает сполна. 

Насколько я понимаю, компании нравится работать на строительстве нестандартных, уникальных объектов транспортной инфраструктуры. За счет чего «Пилону» удается выигрывать тендеры?

Вы правы, ведь для «Пилона» строить объекты – это не самоцель. Нам действительно хочется возводить и реконструировать именно те объекты, которые принесут пользу городу и жителям. Поэтому сложные, нестандартные проекты для компании очень интересны. Но хочу отметить, что в условиях 94-го федерального закона нам с трудом удается выигрывать тендеры. А все оттого, что действующее законодательство позволяет принимать участие в конкурсах недобросовестным игрокам. Отсутствие квалификационного отбора  приводит на рынок всяких авантюристов, которые заключают многомиллионные контракты и не выполняют свои обязательства. Пример компании «Флора» показал, как работает 94-й федеральный закон на практике. Эта ситуация сильно бьет по качественным игрокам.
Наконец мы были услышаны, и в настоящее время ведется работа по изменению законодательства. Я считаю, что обязательно нужно вести квалификационный отбор,  а также требовать обоснование понижения цены контракта. Мне понятна ситуация, когда в единичных случаях компания может вкладывать собственные деньги в строительство объекта, для того чтобы закрепиться на рынке, получить опыт. Она может сработать в ноль, но не в убыток себе. Когда строительство стоит 100%, а компания  берется построить за 70-80% от общей цены – это очень сильно настораживает. Если мы будем работать без прибыли, завтра и город, и страна в целом получат фирму, которая не развивается, теряет качество и не выдерживает сроки строительства.

«Пилон» выиграл тендер на строительство Ново-Адмиралтейского моста. Когда начнутся работы по его сооружению?

Мы имеем действующий государственный контракт.  Однако Верховный суд РФ постановил, что были допущены некоторые юридические неточности. Я считаю, что их нужно немедленно исправлять и приступать к строительству переправы. Сегодня мы продолжаем подготовку к строительству, например, проводим эксперимент по проводке судов смешанного (река-море) плавания в месте строительства Ново-Адмиралтейского моста. Специалисты компании установили имитаторы опор разводного пролета и смонтировали береговые технические средства мониторинга. Адмиралтейские верфи уже получили первые транши на переезд и не препятствуют строительству моста. Сейчас оформляется документальная часть: идут кадастровые съемки, согласования с КГИОП. Как только мы получим все нужные документы и будем находиться в правовом поле, то начнем строить. Ново-Адмиралтейский мост важен для Санкт-Петербурга, и должен быть построен к 2013 году. Только после этого можно отправлять Дворцовый мост на капитальный ремонт.
Я убежден, что, решив вопрос со строительством «Новой Голландии» и Ново-Адмиралтейского моста, мы получим совершенно другой центр Петербурга. Весь район получит новое развитие, станет более привлекательным для туристов, бизнеса, появятся новые рабочие места.

У ЗАО «Пилон» большой опыт работ в историческом центре города. По Вашему мнению, как можно сохранить набережные Санкт-Петербурга в их первозданном историческом виде и одновременно приспособить к нуждам мегаполиса?
В нашем красивейшем городе много разных мостов и набережных. Однако порой нам непонятно, почему так мало средств выделяется на содержание и капитальный ремонт мостовых сооружений в историческом центре Санкт-Петербурга. Ждем, пока набережные обваливаться начнут, как это произошло на канале Грибоедова? Я считаю, что городу нужна целенаправленная, научно обоснованная программа содержания набережных рек и каналов. Наши предки построили их в тяжелейших условиях, без специальных средств производства – мы обязаны сохранить это наследие для наших потомков. В Санкт-Петербурге налицо рост потока туристов. А мосты, набережные – это визитная карточка нашего города. Я мечтаю когда-то увидеть, как на Дворцовой набережной будет закрыто автомобильное движение, – это придаст неповторимый шарм городу. Я хочу, чтобы Дворцовый мост получил то убранство, которое было изначально заложено в его проекте, но так и не воплощено в жизнь из-за Первой мировой войны.

Оцените, пожалуйста, перспективы развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. На Ваш взгляд, как правительству города быстрее и качественнее решить проблему пробок на городских магистралях?
Проблемы, существующие в Санкт-Петербурге, – пробки, постоянный рост численности автомобилей, отсутствие парковочных мест – давно известны. Я не говорю, что власти сидят, сложа руки, и ничего не предпринимают, развитие инфраструктуры идет постоянно. Однако финансовые возможности не позволяют в полном объеме осуществлять те программы, которые намечены.
На мой взгляд, первое, что нужно сделать в Санкт-Петербурге, причем незамедлительно, – это проектировать и строить еще одну кольцевую автодорогу для транзитного грузового транспорта. Второе, важно постоянно работать над созданием движения без светофоров по набережным реки Невы – от Вантового моста до трассы «Скандинавия». Устройство подобного движения по правому берегу Невы намного облегчит жизнь города.
Благоприятным для транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга является строительство ЗСД, возведение мостов, тоннелей через Неву. Считаю, что в городе нужно создавать внутренние диаметры, по которым можно быстро добраться из центра на периферию.
Я уверен, что сегодня между Володарским мостом и мостом Александра Невского нужно сооружать еще одну переправу, а то и две. Вскоре к Васильевскому острову подойдет ЗСД. И если сегодня транзитным районом Санкт-Петербурга является Петроградская сторона, то потом им станет Васильевский остров. Пока же это место тупиковое.  
В городе много достойных программ по развитию инфраструктуры, их нужно только претворить в жизнь. 

Расскажите, какие планы компания «Пилон» собирается осуществить в ближайшее время?
«Пилон» сегодня – это многогранная компания, которая постоянно развивается, осваивает новые виды работ. Какой компанией будет «Пилон» через 2-3 года, представить можно, но сложно угадать все нюансы. Сегодня нам 19 лет: начинали мы с 7 человек, а сегодня в стенах «Пилона» трудится  уже 1500 человек, и их число постоянно растет. Мы дорожим каждым своим работником. Потому что я убежден – бизнес должен быть социально ориентированным. С первого дня работы «Пилон» –  социально направленная компания, которая заботится о своих сотрудниках. В чем это выражается? Поверьте, не только в своевременной выплате зарплаты.  Например, мы сохранили пособие по выслуге лет, у нас есть фонд мастера, пособие к отпуску (13-я зарплата), а при необходимости мы оказываем материальную помощь. У нас работают целые семьи, формируются династии сотрудников, и мы гордимся этим.
В целом мы хотим принимать активное участие, в первую очередь, в сооружении транспортных объектов в Санкт-Петербурге, а также постепенно выйти на общероссийский рынок. Сегодня энергично развиваются Сибирь, Урал, Калининград. Наша цель – выполнять такой же объем работ по строительству транспортных объектов в других городах России, как и в Санкт-Петербурге, а может, даже больше.
Система управления объектами на дальних расстояниях имеет свою специфику. Это потребует существенного расширения штата сотрудников, парка техники, открытия филиалов в городах России. Отмечу, что этот опыт мы сейчас оттачиваем на примере Новороссийска.
рубрика: Личное дело
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.