Тоннель зарыли в землю
Смена власти в Смольном привела к пересмотру крупнейших инфраструктурных проектов в Петербурге, инициированных при Валентине Матвиенко, на общую сумму почти 100 млрд руб.
Новый губернатор Георгий Полтавченко занялся ревизий этих проектов, настаивая на сокращении бюджетных трат. Город уже готов отказаться от строительства Орловского тоннеля, под вопросом строительство Ново-Адмиралтейского моста, Надземного экспресса, моста в районе острова Серный и другие проекты.
В конце сентября губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что власти пересмотрят необходимость реализации в городе целого ряда крупных инфраструктурных проектов, инициированных еще прежним губернатором Валентиной Матвиенко. Из наиболее масштабных проектов под ревизию попали Орловский тоннель, Ново-Адмиралтейский мост, Надземный экспресс, новый мост в районе острова Серный. Общая стоимость только этих проектов оценивается почти в 100 млрд руб., половину из которых должен был предоставить городской бюджет.
Инициатором ревизии стал новый вице-губернатор Петербурга Сергей Вязалов, возглавивший финансово-экономический блок Смольного после прихода на губернаторский пост Георгия Полтавченко. Впрочем, о полном отказе от всех указанных проектов речь еще не идет. По сути, предложения господина Вязалова пока сводятся к пересмотру принципов государственно-частного партнерства (ГЧП), на основе которых большинство этих проектов должно быть реализовано. Прежние принципы, считают в Смольном, обременительны, так как они имеют много скрытых и не учтенных в смете трат со стороны бюджета.
Поэтому Сергей Вязалов предлагает расторгнуть госконтракты, заключенные ранее в рамках ГЧП, новые условия которого, вероятно, сперва должны претерпеть изменения. В частности, вице-губернатор настаивает на расторжении концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой с ООО «Невская концессионная компания». ННК контролируется компанией First Quantum, аффилированной с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Подрядчик выиграл коцессионный конкурс на строительство и эксплуатацию тоннеля в прошлом году. Проект, который был инициирован администрацией Валентины Матвиенко еще в 2006 году, оценивается в 45-47 млрд руб., которые в равных долях должны предоставить ННК, городской бюджет и Инвестиционный фонд РФ.
Строительство тоннеля длинной 1,7 км должно было начаться в конце этого года и закончиться в конце 2015 – начале 2016 годов. Председатель совета директоров ННК Шавкат Кары-Ниязов заявил, что компания уже вложила часть своих средств в разработку проекта и изыскательские работы. По разным оценкам, объем вложений достигает 1 млрд руб. Кроме того, подрядчик проавансировал покупку проходческого щита (его стоимость оценивается в 4 млрд руб.) для строительства тоннеля.
Орловский тоннель – самый дорогостоящий проект из пересматриваемых администрацией Георгия Полтавченко. Инспектируя 4 сентября строительную площадку, губернатор заявил, что город готов совсем отказаться от Орловского тоннеля. «При ведении изыскательских работ выяснилось, что грунты сложные и тяжелые», – объяснил причину такого решения господин Полтавченко. Господин Вязалов, в свою очередь, предлагает сэкономленные на тоннеле деньги в 2012 году направить на проекты социальной сферы и ЖКХ. Напомним, одна из главных задач нового губернатора – это не допустить в городе проблем с сосульками, с которыми не смогла справиться Матвиенко.
Кроме Орловского тоннеля под вопросом оказалось и строительство Ново-Адмиралтейского моста, который должен соединить Ново-Адмиралтейский и Васильевский острова. Весной этого года генподрядчиком по его строительству было выбрано ЗАО «Пилон», с которым заключен госконтракт на сумму 3,9 млрд руб. Мост должен быть сдан в 2013 году. В «Пилоне» утверждают, что уже потратили на проектные и подготовительные работы около 30 млн руб., которые, в случае расторжения контракта, компания намерена истребовать из бюджета города.
Впрочем, о перспективах строительства моста Георгий Полтавченко пока высказывается менее категорично, чем об Орловском тоннеле. «Самое главное здесь не ошибаться», – заявил губернатор 4 сентября, посещая место строительства моста. По его словам, есть опасения, что итоговая стоимость строительства превысит 3,9 млрд руб. и достигнет 5 млрд руб., что обременительно для бюджета. Однако с окончательным решением губернатор спешить не стал.
Вопросы у губернатора вызывают и планы по строительству Надземного экспресса (легкорельсового трамвая), который должен соединить аэропорт Пулково с Московским вокзалом. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Петербурга оценивает проект в 20 млрд руб. Его реализацией должна заниматься компания «Надземный экспресс», которая на 100% принадлежит городской администрации. Планировалось, что бюджет оплатит строительство трассы и депо, что составит около 40% от общих затрат, а покупкой подвижного состава и управлением перевозками займется частный инвестор, выбранный по конкурсу. Экспресс должен быть пущен в конце 2013 года одновременно с окончанием строительства нового терминала аэропорта Пулково. Чтобы проект был реализован по ранее согласованной схеме финансирования, в середине сентября КИСП попросил Георгия Полтавченко внести в уставный капитал «Наземного экспресса» 3 млрд руб. бюджетных средств. Но губернатор отказался. При этом о полном замораживании проекта пока не сообщалось.
Наконец, Сергей Вязалов также предлагает отказаться от строительства моста и сопутствующих развязок в районе острова Серный. Этот проект предполагает траты городского бюджета в объеме около 18 млрд руб. Строительство моста было запущенно еще до кризиса, но в 2008 году стройку приостановили. Ее возобновление ожидалось в 2012 году. Мост должен был пройти через промышленные территории. Он не решит транспортных проблем города, а выгоден лишь девелоперам, застраивающим прилегающие территории коммерческой недвижимостью, считаю новые власти Смольного.
Есть и менее масштабные проекты, которые после ревизии могут быть заморожены. Среди них, по словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Петербурга, Евгения Елина, «Дворец искусств» на Васильевском острове (проект предполагалось реализовать в рамках ГЧП), а также проект по строительству водопроводной станции, в реализации которого, кстати, тоже собирались принять участие структуры Виталия Южилина.
Новый губернатор Георгий Полтавченко занялся ревизий этих проектов, настаивая на сокращении бюджетных трат. Город уже готов отказаться от строительства Орловского тоннеля, под вопросом строительство Ново-Адмиралтейского моста, Надземного экспресса, моста в районе острова Серный и другие проекты.
В конце сентября губернатор Петербурга Георгий Полтавченко заявил, что власти пересмотрят необходимость реализации в городе целого ряда крупных инфраструктурных проектов, инициированных еще прежним губернатором Валентиной Матвиенко. Из наиболее масштабных проектов под ревизию попали Орловский тоннель, Ново-Адмиралтейский мост, Надземный экспресс, новый мост в районе острова Серный. Общая стоимость только этих проектов оценивается почти в 100 млрд руб., половину из которых должен был предоставить городской бюджет.
Инициатором ревизии стал новый вице-губернатор Петербурга Сергей Вязалов, возглавивший финансово-экономический блок Смольного после прихода на губернаторский пост Георгия Полтавченко. Впрочем, о полном отказе от всех указанных проектов речь еще не идет. По сути, предложения господина Вязалова пока сводятся к пересмотру принципов государственно-частного партнерства (ГЧП), на основе которых большинство этих проектов должно быть реализовано. Прежние принципы, считают в Смольном, обременительны, так как они имеют много скрытых и не учтенных в смете трат со стороны бюджета.
Поэтому Сергей Вязалов предлагает расторгнуть госконтракты, заключенные ранее в рамках ГЧП, новые условия которого, вероятно, сперва должны претерпеть изменения. В частности, вице-губернатор настаивает на расторжении концессионного соглашения о строительстве и эксплуатации Орловского тоннеля под Невой с ООО «Невская концессионная компания». ННК контролируется компанией First Quantum, аффилированной с депутатом Госдумы Виталием Южилиным. Подрядчик выиграл коцессионный конкурс на строительство и эксплуатацию тоннеля в прошлом году. Проект, который был инициирован администрацией Валентины Матвиенко еще в 2006 году, оценивается в 45-47 млрд руб., которые в равных долях должны предоставить ННК, городской бюджет и Инвестиционный фонд РФ.
Строительство тоннеля длинной 1,7 км должно было начаться в конце этого года и закончиться в конце 2015 – начале 2016 годов. Председатель совета директоров ННК Шавкат Кары-Ниязов заявил, что компания уже вложила часть своих средств в разработку проекта и изыскательские работы. По разным оценкам, объем вложений достигает 1 млрд руб. Кроме того, подрядчик проавансировал покупку проходческого щита (его стоимость оценивается в 4 млрд руб.) для строительства тоннеля.
Орловский тоннель – самый дорогостоящий проект из пересматриваемых администрацией Георгия Полтавченко. Инспектируя 4 сентября строительную площадку, губернатор заявил, что город готов совсем отказаться от Орловского тоннеля. «При ведении изыскательских работ выяснилось, что грунты сложные и тяжелые», – объяснил причину такого решения господин Полтавченко. Господин Вязалов, в свою очередь, предлагает сэкономленные на тоннеле деньги в 2012 году направить на проекты социальной сферы и ЖКХ. Напомним, одна из главных задач нового губернатора – это не допустить в городе проблем с сосульками, с которыми не смогла справиться Матвиенко.
Кроме Орловского тоннеля под вопросом оказалось и строительство Ново-Адмиралтейского моста, который должен соединить Ново-Адмиралтейский и Васильевский острова. Весной этого года генподрядчиком по его строительству было выбрано ЗАО «Пилон», с которым заключен госконтракт на сумму 3,9 млрд руб. Мост должен быть сдан в 2013 году. В «Пилоне» утверждают, что уже потратили на проектные и подготовительные работы около 30 млн руб., которые, в случае расторжения контракта, компания намерена истребовать из бюджета города.
Впрочем, о перспективах строительства моста Георгий Полтавченко пока высказывается менее категорично, чем об Орловском тоннеле. «Самое главное здесь не ошибаться», – заявил губернатор 4 сентября, посещая место строительства моста. По его словам, есть опасения, что итоговая стоимость строительства превысит 3,9 млрд руб. и достигнет 5 млрд руб., что обременительно для бюджета. Однако с окончательным решением губернатор спешить не стал.
Вопросы у губернатора вызывают и планы по строительству Надземного экспресса (легкорельсового трамвая), который должен соединить аэропорт Пулково с Московским вокзалом. Комитет по инвестициям и стратегическим проектам (КИСП) Петербурга оценивает проект в 20 млрд руб. Его реализацией должна заниматься компания «Надземный экспресс», которая на 100% принадлежит городской администрации. Планировалось, что бюджет оплатит строительство трассы и депо, что составит около 40% от общих затрат, а покупкой подвижного состава и управлением перевозками займется частный инвестор, выбранный по конкурсу. Экспресс должен быть пущен в конце 2013 года одновременно с окончанием строительства нового терминала аэропорта Пулково. Чтобы проект был реализован по ранее согласованной схеме финансирования, в середине сентября КИСП попросил Георгия Полтавченко внести в уставный капитал «Наземного экспресса» 3 млрд руб. бюджетных средств. Но губернатор отказался. При этом о полном замораживании проекта пока не сообщалось.
Наконец, Сергей Вязалов также предлагает отказаться от строительства моста и сопутствующих развязок в районе острова Серный. Этот проект предполагает траты городского бюджета в объеме около 18 млрд руб. Строительство моста было запущенно еще до кризиса, но в 2008 году стройку приостановили. Ее возобновление ожидалось в 2012 году. Мост должен был пройти через промышленные территории. Он не решит транспортных проблем города, а выгоден лишь девелоперам, застраивающим прилегающие территории коммерческой недвижимостью, считаю новые власти Смольного.
Есть и менее масштабные проекты, которые после ревизии могут быть заморожены. Среди них, по словам председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Петербурга, Евгения Елина, «Дворец искусств» на Васильевском острове (проект предполагалось реализовать в рамках ГЧП), а также проект по строительству водопроводной станции, в реализации которого, кстати, тоже собирались принять участие структуры Виталия Южилина.
рубрика:
Инфраструктура
автор:
Екатерина Брындина