Эскалатор эскалатору рознь
Ежегодно в петербургском метрополитене запускается не более 4-8 эскалаторов – это небольшая доля рынка в количественном отношении. Но если рынок поэтажных эскалаторов составил в 2010 году, по примерным подсчетам, 6-6,5 млн EUR, то стоимость проданных тоннельных больше – 7,5 млн EUR.
Все эти средства достаются российскому производителю – ЗАО «ЭЛЭС», еще одному наследнику советского монополиста – машиностроительного завода имени И.Е. Котлякова. Это единственное в России предприятие, производящее тоннельные эскалаторы. Максимальная высота подъема его машин – 75 м. В Европе станции такой глубины не строят.
Потребности петербургского метро в целом невелики – в среднем вводится в эксплуатацию одна станция в год. В 2010 году «ЭЛЭС» выиграло конкурс на поставку 8 эскалаторов на «Адмиралтейскую». Общая сумма контракта – более 321 млн рублей. В этом году – еще два конкурса по поставке эскалаторов для «Международной» и «Бухарестской». Восемь машин обойдутся городскому бюджету в 502,2 млн рублей.
«В следующем году будет проведен только один конкурс – на замену трех эскалаторов станции метро «Пушкинская». Они уже выработали свой ресурс», – сообщила пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель. В 2013 году, по ее словам, планируется провести конкурс на поставку эскалаторов для строительства выхода на станции «Спасская», а в 2014 году – для «Спортивной-2».
Еще недавно конкурировать с «ЭЛЭС» пытался завод «Универсалмаш» – дочернее предприятие ОАО «Кировский завод». Особенностью эскалаторов ЭТХ, разработанных для завода конструктором Виктором Христичем, была их более узкая конструкция – таким образом, в наклонные ходы, разработанные для трех подъемников старой модели, можно было поместить четыре новых.
В 2006 году «Универсалмашем» был заключен контракт на изготовление 8 тоннельных эскалаторов для пересадки на станцию «Спасская» за 79 млн рублей, а в 2008 году завод выиграл конкурс на строительство эскалаторов для «Нарвской» стоимостью около 208 млн рублей. Тогда же, в 2008 году, директор завода Анатолий Житенев заявлял о планах занять 40% российского рынка тоннельных эскалаторов к 2010 году, а в перспективе выйти на рынок поэтажных эскалаторов.
Однако на практике выявились серьезные недостатки конструкции уже установленных на «Спасской» машин, процесс устранения поломок длился с апреля 2010 по февраль 2011 года. В результате договор по поставке эскалаторов на «Нарвскую» был приостановлен.
«Договор по строительству эскалаторов для станции «Нарвская» был выполнен наполовину и заморожен. Причина – метрополитеном не принято решение о дальнейшем сотрудничестве, – говорит Владимир Клинский, заместитель директора «Универсалмаша» по маркетингу и сбыту. – На данный момент производство эскалаторов мы прекратили. Дальнейшие перспективы туманны, они зависят от судьбы договора на поставку эскалаторов для станции «Нарвская».
«ЭЛЭС» опять остался без конкурентов. И хотя иностранные компании, такие как Otis и ThyssenKrupp, заявляли о своей готовности проектировать тоннельные эскалаторы под заказ, конкурировать с российским «ЭЛЭС» у них вряд ли получится из-за более высокой стоимости машин.
Все эти средства достаются российскому производителю – ЗАО «ЭЛЭС», еще одному наследнику советского монополиста – машиностроительного завода имени И.Е. Котлякова. Это единственное в России предприятие, производящее тоннельные эскалаторы. Максимальная высота подъема его машин – 75 м. В Европе станции такой глубины не строят.
Потребности петербургского метро в целом невелики – в среднем вводится в эксплуатацию одна станция в год. В 2010 году «ЭЛЭС» выиграло конкурс на поставку 8 эскалаторов на «Адмиралтейскую». Общая сумма контракта – более 321 млн рублей. В этом году – еще два конкурса по поставке эскалаторов для «Международной» и «Бухарестской». Восемь машин обойдутся городскому бюджету в 502,2 млн рублей.
«В следующем году будет проведен только один конкурс – на замену трех эскалаторов станции метро «Пушкинская». Они уже выработали свой ресурс», – сообщила пресс-секретарь Петербургского метрополитена Юлия Шавель. В 2013 году, по ее словам, планируется провести конкурс на поставку эскалаторов для строительства выхода на станции «Спасская», а в 2014 году – для «Спортивной-2».
Еще недавно конкурировать с «ЭЛЭС» пытался завод «Универсалмаш» – дочернее предприятие ОАО «Кировский завод». Особенностью эскалаторов ЭТХ, разработанных для завода конструктором Виктором Христичем, была их более узкая конструкция – таким образом, в наклонные ходы, разработанные для трех подъемников старой модели, можно было поместить четыре новых.
В 2006 году «Универсалмашем» был заключен контракт на изготовление 8 тоннельных эскалаторов для пересадки на станцию «Спасская» за 79 млн рублей, а в 2008 году завод выиграл конкурс на строительство эскалаторов для «Нарвской» стоимостью около 208 млн рублей. Тогда же, в 2008 году, директор завода Анатолий Житенев заявлял о планах занять 40% российского рынка тоннельных эскалаторов к 2010 году, а в перспективе выйти на рынок поэтажных эскалаторов.
Однако на практике выявились серьезные недостатки конструкции уже установленных на «Спасской» машин, процесс устранения поломок длился с апреля 2010 по февраль 2011 года. В результате договор по поставке эскалаторов на «Нарвскую» был приостановлен.
«Договор по строительству эскалаторов для станции «Нарвская» был выполнен наполовину и заморожен. Причина – метрополитеном не принято решение о дальнейшем сотрудничестве, – говорит Владимир Клинский, заместитель директора «Универсалмаша» по маркетингу и сбыту. – На данный момент производство эскалаторов мы прекратили. Дальнейшие перспективы туманны, они зависят от судьбы договора на поставку эскалаторов для станции «Нарвская».
«ЭЛЭС» опять остался без конкурентов. И хотя иностранные компании, такие как Otis и ThyssenKrupp, заявляли о своей готовности проектировать тоннельные эскалаторы под заказ, конкурировать с российским «ЭЛЭС» у них вряд ли получится из-за более высокой стоимости машин.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Антонина Асанова