Добровольное саморегулирование отменяют

Саморегулируемое сообщество не только Санкт-Петербурга, но и всей России взбудоражено новостью о внесении поправок в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», которые предложил Аппарат Правительства Российской Федерации. По мнению экспертов, если данный закон будет изменен, это приведет к потере основ саморегулирования.

Строительство стало первой отраслью, которая полностью перешла на саморегулирование. Два года работы системы саморегулирования в строительстве показали, что это наиболее эффективный инструмент создания прозрачного и цивилизованного строительного рынка. Учитывая этот опыт, профессиональные сообщества многих смежных строительству отраслей – профессионалы пожарной безопасности и управления многоквартирными домами, риэлторы и др. – приняли решение о переходе на саморегулирование.

Под одну гребенку

Вице-президент СРО НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга», депутат Законодательного Cобрания Санкт-Петербурга Алексей Белоусов отмечает, что основная новелла законопроекта заключается в том, что для саморегулируемых организаций, независимо от их отраслевой принадлежности, устанавливаются унифицированные требования. «Многие положения законодатель взял из Градостроительного кодекса РФ, поэтому строительные саморегулируемые организации уже их выполняют, – добавил депутат. – Но для других отраслей эти нормы трудновыполнимы. Решение не брать во внимание специфику работы той или иной отрасли априори неверное».
Сегодня создание саморегулируемых организаций на добровольных началах регулируется Федеральным законом № 315-ФЗ. Обязательное саморегулирование вводится изменением профильного кодекса или принятием отраслевого закона, который предъявляет к СРО более жесткие требования в части стандартов саморегулируемых организаций, требований к членству, а также обеспечению финансовой ответственности компаний – членов СРО перед третьей стороной в случае нанесения вреда. Новый законопроект сильно сужает возможности профильного законодательства, оставляя в его компетенции увеличение требований к страхованию и компенсационному фонду, количеству членов, а также введению дополнительных органов в структуре СРО.

Без поблажек

Предлагаемые поправки в действующий федеральный закон уравнивают требования к саморегулируемым организациям, созданным на основе добровольного или обязательного участия. Более того, проектом предлагается сделать обязательным оба вида обеспечения имущественной ответственности компаний – членов СРО: и гражданское страхование, и компенсационный фонд. До сих пор саморегулируемая организация самостоятельно решала, насколько необходимо ее компаниям-членам дополнительно оплачивать полис гражданского страхования.
Представители саморегулируемого сообщества считают, что эти нововведения практически остановят переход ряда отраслей на добровольное саморегулирование. «В законопроекте увеличены требования к минимальному взносу в компенсационный фонд СРО: до 10 тыс. рублей для физических лиц и до 50 тыс. рублей для юридических лиц, – комментирует Алексей Белоусов. – Учитывая, что для вступления в СРО компания должна будет оплатить страховку и членские взносы, это окажется слишком большой суммой, чтобы участники, например, сферы ЖКХ добровольно объединились».
Безусловно, для представителей профессиональных сообществ, которые стремились устранить хаотичное развитие таких отраслей, как ЖКХ, пожарная безопасность, производство строительных материалов, и повысить безопасность работы добросовестных участников, ужесточение условий перехода на добровольное саморегулирование станет большим разочарованием.

Вертикаль власти

Со своей стороны, Национальное объединение строителей направило в адрес 238 саморегулируемых организаций предложения рассмотреть данный законопроект. Кроме того, вопрос изменения Федерального закона № 315-ФЗ был поднят на Первой окружной конференции саморегулируемых организаций Санкт-Петербурга. Особое внимание участники конференции уделили новелле, которая относит избрание руководителя коллегиального органа СРО и досрочное прекращение его полномочий к компетенции общего собрания Национального объединения строителей. Некоторые эксперты даже предположили, что эта норма – «опечатка», так как она не только противоречит требованиям Градостроительного кодекса РФ, но и нарушает базовые принципы, изначально заложенные институтом саморегулирования.
Проект закона вводит требование о формировании федеральных стандартов, которые должны подготовить национальные объединения саморегулируемых организаций в соответствующей сфере. Со своей стороны, СРО должны будут разработать свои стандарты на основе федеральных стандартов. Специалисты отмечают, что статья 4 проекта Федерального закона предполагает включение в федеральные стандарты кодекса этики, профессиональных требований и пр., но не вводит стандарта «безопасности», который является основополагающим в работе большинства предприятий, независимо от сферы их деятельности.

Неправильные пчелы

Несмотря на то что в целом эксперты саморегулируемого сообщества негативно отнеслись к предлагаемому законопроекту, «ложка меда» все-таки в документе есть. «Сегодня остро стоит вопрос выполнения саморегулируемыми организациями требований относительно оформления реестра СРО и публикации его в открытых источниках, – поясняет Алексей Белоусов. – Предлагаемая редакция закона устанавливает конкретные требования к содержанию и порядку ведения реестров члена СРО, в который предлагается вносить все данные о соответствии компании требованиям закона в части квалификации, аттестации и пр.».
Саморегулируемое сообщество продолжает обсуждение данного законопроекта. «Считаю, что в действующее законодательство необходимо внести поправки, касающиеся работы «коммерческих» СРО, сохранения средств компенсационного фонда, но не в таком виде, как предлагает автор этого законопроекта», – подчеркивает вице-президент.
рубрика: Саморегулирование
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.