Вопрос номера

На прошлой неделе строители в очередной раз обсуждали проблемы малого бизнеса (см. заметку на стр. 9). Небольшая доля малых фирм на рынке, говорят эксперты, плохо сказывается на конкуренции и, следовательно, качестве работ. «Строительный Еженедельник» обратился к профессионалам с вопросом: какой, по вашему мнению, должна быть доля малого бизнеса в общем обороте строительного рынка Санкт-Петербурга?

Юрий Воропаев, генеральный директор ЗАО «МКД»:
– Есть такое представление, что доля малого бизнеса должна составлять не менее 20%. Но верхней границы нет. Она может достигать хоть 100%, и в мире есть страны, где подобные примеры имеются. Вообще считается, что средний срок жизни малого предприятия – 3-5 лет. Например, в Австралии есть закон, который дает льготу на первые три года работы малого предприятия. Они работают три года, а потом закрываются, регистрируют новую компанию и продолжают работать. Все довольны, занятость обеспечивается.
Леонид Говоров, президент Московской торгово-промышленной палаты:
– Сейчас в Москве доля малого бизнеса в общем обороте строительного рынка составляет около 15-20%. В перспективе она может вырасти до 30-40% в связи с развитием «Большой Москвы», где будут колоссальные объемы работ.

Эдуард Полонуер, директор НП «Производители строительных материалов и изделий»:
– Его доля должна составлять не менее 40-60% в общем обороте строительного рынка Петербурга. Но это должен быть цивилизованный малый бизнес, который согласен сертифицировать свою продукцию и добровольно принимать на себя обязательства по качеству. Малый бизнес без контроля качества может быть просто опасен для отрасли.

Виталий Зеленский, директор по развитию гидростроительного предприятия «СпецМонтажСтрой»:
– В физическом объеме эта цифра должна составлять не менее 20%. В суммарном, то есть денежном выражении доля малого бизнеса должна составлять около 10%. Объясняется это тем, что дополнительные затраты, связанные с управлением и подготовкой проектов, сопутствующие расходы и т. д. несет крупный бизнес, а затраты малого бизнеса – это только операционные затраты на работу.

Виктория Желтова, руководитель проектного направления ЦСР «Северо-Запад»:
– Не более 15%. У нас большой мегаполис, и это определенным образом сказывается на том, как выстроен бизнес. Малые компании могут работать на аутсорсинге у крупных девелоперских фирм. Важно, чтобы это были высокотехнологичные компании.

Роман Розенталь, генеральный директор Mirland Development Corporation Plc:
– Я считаю, что малый бизнес привлекать, безусловно, надо. Но оценить его долю мне сложно. Это как лотерея. Баланс должен быть, но с какими цифрами он достигается, сказать сложно. В западных странах обычно доля малого бизнеса составляет 20-30%. Это даже не малый, а скорее, средний бизнес. Думаю, к таким показателям скоро придет и российский рынок. Если уже не пришел.

Владимир Катенев, президент Петербургской торгово-промышленной палаты:
– Сейчас эта цифра находится на уровне 10%. К примеру, в Финляндии она значительно выше. Там заказчиков даже больше, чем малых предприятий. В перспективе малых фирм может стать значительно больше, если они будут обеспечены заказами.

Борис Байдалаков, заместитель генерального директора ОАО «Мостострой-6»:
– Строительный рынок делится на различные сегменты, в которых существуют определенные требования к деятельности компаний. К примеру, мостостроение. Если у персонала компании нет определенных знаний и оборудования, ее работа в этой сфере будет нецелесообразна. А малому бизнесу получить такое оборудование и знания сложно. Малый бизнес может участвовать в отделке жилья, строительстве коттеджей.
рубрика: Вопрос номера
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.