Дуальные перспективы
Дефицит человеческого капитала – основное препятствие к улучшению инвестиционного климата Ленинградской области. Причем наибольшие трудности представляет подготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена для предприятий. Такова одна из основных идей международной конференции «Современные технологии в профессиональном образовании», организованной Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области.
Представители Агентства стратегических инициатив, профильных комитетов в правительстве Ленинградской области, руководство областных учреждений профессионального образования, а также Национального управления образования Финляндии и иных образовательных структур собрались, чтобы обсудить актуальные проблемы в сфере подготовки кадров и пути их решения.
Исходной для участников конференции стала идея о том, что развитие системы профессионального образования сегодня – задача общенациональная. «Подготовка высококвалифицированных рабочих кадров для реальной экономики – это не чья-то корпоративная, частная задача, это общенациональная необходимость, одно из главных условий существенного повышения производительности труда», – отметил Игорь Девятко, заместитель руководителя представительства Агентства стратегических инициатив в СЗФО. Аналогичную точку зрения высказали и зарубежные участники конференции. «С помощью образовательной деятельности и различных проектов мы содействуем развитию своего региона, предприятий и других организаций в регионе», – отметили, в частности, представители профессионального колледжа Южного Саво – области на юго-востоке Финляндии.
С участием хозяйствующих субъектов
Ленинградская область вошла в число регионов, первыми выполнивших все 15 пунктов инвестиционного стандарта. Стоит упомянуть о том, что один из разделов стандарта регламентирует наличие механизмов профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона и потребностям инвесторов. «Инвестиционный стандарт предполагает, что в регионе должны действовать образовательные программы, разработанные с участием хозяйствующих субъектов», – подчеркнул Игорь Девятко. «Развитие механизмов и форм участия организаций реального сектора экономики и социальной сферы в управлении; развитие механизмов государственно-частного партнерства образовательных организаций, организаций реального сектора экономики и социальной сферы; повышение эффективности использования имеющихся ресурсов для подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций – все это будет напрямую способствовать повышению инвестиционной привлекательности региона», – отметил Сергей Тарасов, председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области.
Над улучшением инвестиционного климата, в том числе через развитие системы профессионального образования, работа идет и на федеральном уровне.
В нынешнем году в РФ стартовал пилотный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования», что предполагает разработку образовательных программ с участием хозяйствующих субъектов. Инициатором проекта выступило Агентство стратегических инициатив. Пока в проекте участвуют только 10 регионов, выбранных на конкурсной основе, а в них – более 77 предприятий и более 76 учебных заведений. Предполагается, что за полтора года, с сентября нынешнего по июль 2016-го, будет создано либо модернизировано более 7,5 тыс. рабочих мест, обучение пройдут около 6 тыс. представителей рабочих профессий. В июле нынешнего года приказом Минобрнауки 46 профессиональным образовательным организациям, участвующим в проекте, был присвоен статус «федеральная инновационная площадка» на период 2014-2016 годов. Поскольку в проекте участвует также Немецкая торгово-промышленная палата, удалось привлечь к его реализации более полутора десятка немецких предприятий.
Ленинградская область не вошла в число регионов, где отрабатывается упомянутый пилотный проект, однако в области разработана собственная пилотная программа, включающая более 100 мероприятий. В числе приоритетных перспективных направлений программы председатель областного профильного комитета Сергей Тарасов назвал дуальное обучение, внедрение интерактивного, дистанционного и сетевого обучения, развитие независимой оценки и сертификации и др.
В интересах сторон
Стоит отметить, однако, что уже сегодня в Ленобласти реализуется ряд совместных с финской стороной инициатив по развитию профессионального образования. Международная деятельность Ленобласти в образовательной сфере включает, в частности, проекты по выращиванию лекарственных трав и плодово-ягодных кустарников для экономического развития северо-запада России и юго-востока Финляндии, развитие предпринимательства в области лесозаготовки, реализацию программы «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций» и многое другое. В перспективе планируется синхронизация программ профессионального обучения, внедрение технологии демонстрационного экзамена, наконец, создание в городе Выборге международного центра профессионального образования.
Российская и финская стороны демонстрируют равный интерес к развитию форм совместного профессионального образования. Эйла Ряйся, старший советник Национального управления образования Финляндии, отметила, что благодаря программе «Россия», в рамках которой профессиональные образовательные учреждения двух стран сотрудничают с 2002 года, увеличился интерес к обмену учащимися и преподавателями. «Молодые люди передают знания и информацию другим молодым людям», – прокомментировала госпожа Ряйся. Финской стороне в сфере обслуживания требуются специалисты, знающие русский язык и русскую культуру.
В свою очередь, финская система образования готова организовывать для российских предприятий и профессиональных учебных заведений курсы повышения квалификации по таким направлениям, как энергосберегающее строительство, техника безопасности и охрана труда в строительстве, строительство влажных помещений и просушка оснований зданий, лесозаготовка и др.
Законодательная поддержка государства
Серьезным стимулом к развитию российской системы профессионального образования может стать такая мера государственной поддержки, как внесение изменений в налоговое законодательство для мотивации предприятий к участию в дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров. Это предусмотрено в плане мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест, утвержденном в июле нынешнего года распоряжением Правительства РФ.
В свою очередь, нормативная база для социально-экономического развития Ленинградской области создает условия и для развития системы профессионального образования. Указание на это находим, в частности, в постановлении регионального правительства об утверждении инвестиционной стратегии, а также региональном законе о концепции социально-экономического развития Ленобласти на период до 2025 года.