Управление строительства избавляется от «хвостов»
Система управления областным строительным комплексом сегодня соответствует потребностям региона, убежден Андрей Алтабаев, и.о. руководителя Управления строительства Ленинградской области – структуры, облеченной всей полнотой полномочий государственного заказчика.
– Какими объектами сейчас занимается Управление строительства? Что будет введено в эксплуатацию до конца года?
– Самый крупный из объектов областного финансирования, сданных в эксплуатацию в нынешнем году, – ледовая арена в городе Лодейное Поле. Завершено также строительство центра временного размещения мигрантов в городе Гатчина для передачи Федеральной миграционной службе. В городе Луга введена в строй первая из 11 котельных, строящихся по региональной программе энергосбережения и повышения энергоэффективности. Еще несколько котельных (для теплоснабжения социальных объектов в пос. Дружноселье Гатчинского района) будут сданы до конца декабря. Котельные были построены в 2011 году и «зависли» из-за проблем с документальным оформлением подводящего газопровода. Для него не был подготовлен полный комплект документов при проведении конкурса, и «узаконить» его – поставить на кадастровый учет и оформить право собственности – удалось только теперь. Планируем также ввод в эксплуатацию котельных для объектов здравоохранения (в пос. Ульяновка Тосненского района и пос. Соколинское Выборгского района), поликлинику на 380 посещений в смену в Новом Девяткино и новый корпус онкологического диспансера в Кузьмолово. Нельзя не упомянуть и о таком крупном объекте, как спортивный комплекс с ледовой ареной в д. Старая (в составе Колтушского поселения).
Конечно, этим список объектов социальной инфраструктуры, готовящихся к вводу в эксплуатацию в Ленобласти, не исчерпывается. И напомню, что мы выступаем заказчиком только по объектам, которые финансируются из областного и федерального бюджета. Там, где предусмотрено софинансирование и из местного бюджета, заказчиком выступает муниципальное образование.
– С начала нынешнего года деятельность государственных заказчиков регулируется Федеральным законом о контрактной системе (44-ФЗ). Как это повлияло на вашу работу?
– При объявлении не аукциона, а открытого конкурса (к чему мы сейчас переходим) можно проводить отбор подрядчиков, отдавая преимущество участникам, имеющим должную квалификацию, но закон предусматривает эту возможность только для объектов стоимостью 150 млн рублей и более. Если это фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) или офис врача общей практики (а строительство ФАПа, к примеру, обходится в 20-25 млн рублей в зависимости от протяженности инженерных сетей и условий подключения), удается работать успешно в основном за счет того, что мы знаем участников рынка. Если будет регламентировано понижение планки для проведения конкурса государственным заказчиком – для объектов стоимостью от 50 млн рублей, – это существенно затруднит получение госконтрактов для недобросовестных подрядчиков.
Конкурс позволяет отдать предпочтение претендентам, у которых есть опыт и собственные средства, при этом на результат конкурса влияют критерии стоимости, предложенной подрядчиком (60% оценки) и его квалификация (40% оценки). Мы прописываем достаточно жесткие требования к участнику по количеству введенных в эксплуатацию объектов, а также стоимости реализованных контрактов. И если подрядчик хочет выиграть конкурс, не вполне отвечая квалификационным требованиям, он должен будет уменьшить стоимость выполнения работ не менее чем на 30%. А дальше вступает в силу обязательная повышенная банковская гарантия, которая также отсекает часть подрядчиков.
Вообще наша главная задача – привлечь к работе на бюджетных объектах Ленобласти серьезных и надежных партнеров – как строителей, так и проектировщиков.
Однако не могу не отметить: независимо от требований 44-ФЗ мы очень тщательно подходим к подбору подрядных организаций. Так, очень достойный подрядчик займется строительством двух ФАПов в Волосовском районе буквально в ближайшие дни.
В целом, на мой взгляд, 44-ФЗ учел опыт ошибок 94-ФЗ. Принципиальными для нас как госзаказчика можно назвать два аспекта. Во-первых, отлаженный механизм банковской гарантии: ранее, наверное, подавляющее большинство участников конкурсов предоставляло фиктивную банковскую гарантию, а банки либо отвечали на запросы заказчика в течение месяцев, либо не отвечали вообще. Во-вторых, это возможность расторжения госконтракта в одностороннем порядке при неисполнении подрядчиком своих обязательств, что уже применяется в Ленинградской области. Так, по нашему настоянию контракт на строительство детского сада расторгла администрация Выборгского района. Готовность по объекту, который должны были ввести в эксплуатацию в конце прошлого года, сегодня не превышает 70%. Сейчас администрация района уже заключила контракт для завершения строительства.
– А насколько легко государственному, муниципальному заказчику расторгнуть контракт в одностороннем порядке?
– Как правило, до расторжения контрактов в одностороннем порядке с внесением в реестр недобросовестных поставщиков не доходит. Обычно подрядчик добровольно уходит с площадки, как было, например, на строительстве поликлиники в Новом Девяткино. ООО «ТехноБалт», осознав, что не справляется, добровольно расторгло контракт. Новый контракт для завершения строительства уже заключен с ООО «Ленсоцстрой», подрядчик с момента приемки объекта показал очень приличные темпы и качество работы, и, по всей вероятности, до конца нынешнего года этот социальный объект, столь необходимый для населения, будет построен.
– Какое направление в вашей работе сегодня требует наибольших усилий?
– Скажу коротко: старые «хвосты». Это и котельные, о которых я уже упомянул, и долгострои – например, каток в д. Старая, ситуация вокруг которого напоминает замкнутый круг. Подрядчика заменить невозможно, поскольку у него вся полнота документации и степень объекта достаточно высока. Но у подрядчика нет средств, чтобы завершить строительство, поэтому с конца 2013 года темпы работ крайне низкие. По проекту и смете строительство было рассчитано на полтора года, а продолжается уже вдвое больше, и, разумеется, за это время объект стал существенно дороже.
Еще один проблемный объект – бывший пионерский лагерь «Ветерок», а ныне оздоровительный лагерь «Молодежный» в пос. им. Морозова Всеволожского района. На разных очередях этого объекта были заняты разные подрядчики. И если ЗАО «Петрос» отработало достаточно эффективно на третьей очереди, то ООО «Кэрол» построило основное здание второй очереди так, что сейчас мы не знаем, что с этим делать. Фундамент повело, по всему зданию пошла трещина, кровля протекает, и ввести объект в эксплуатацию мы не можем, поскольку разрешение на строительство было выдано на весь комплекс. И пока однозначного решения для выхода из этой тупиковой ситуации нет.
А двум котельным для теплоснабжения объектов образования (во Мге Кировского района и в пос. Ефимовский Бокситогорского района) не повезло с подрядчиками дважды. Сначала, некачественно выполнив работы, ушло в банкротство ООО «УГС». Потом ситуация повторилась с ЗАО «Зиосаб-Дедал». Сейчас областная Контрольно-счетная палата проверяет освоение бюджетных средств на этих объектах.
– Есть мнение: чем дальше от Петербурга, тем меньше контроля за строительством и тем больше можно пренебречь качеством. Насколько это соответствует действительности?
– География объектов, на которых мы выступаем заказчиком, достаточно обширна – от Выборга до бухты Вознесение. И представители строительного контроля работают не только вблизи Петербурга, но и в Кингисеппе, Подпорожье, Приозерске. Более того, самый удаленный из наших объектов – строительство школы в бухте Вознесение – взял надежный подрядчик, который очень много строит в Ленобласти, – ООО «Фирма Консент». Так что говорить о понижении планки качества по мере удаления от Петербурга не приходится.