Здесь новому граду быть

Градостроительный совет при губернаторе Ленинградской области разрешил разработку проекта планировки территории на площадь более 450 га в Свердловском городском поселении. За 25 лет ГК «ЦДС» планирует выстроить здесь город почти на 115 тыс. жителей.

 

«Этот проект стоит особняком в ряду тех проектов, которые вообще имеются в Ленинградской области», – подчеркнул, открывая заседание Градсовета, Георгий Богачев, вице-губернатор Ленинградской области по строительству.
«В концепции развития Большого Ленин­града 1988-1989 годов, когда рассматривалась потенциальная возможность развития Ленинграда как мощнейшей агломерации с численностью населения до 8-8,5 млн человек, правильным было признано перспективное развитие города вдоль Невы в сторону Ладоги. Таким образом, территории и правого, и левого берега Невы были «приговорены» к неизбежному интенсивному перспективному развитию», – отметил архитектор Игорь Матвеев, генеральный директор ООО «Матвеев и К».
«Иногда в погоне за квадратными метрами и в борьбе с регламентами забывается тема градостроительства как искусства. Поэтому в этом эскизе застройки мне отрадно увидеть подход не только регламентный – здесь есть градостроительный каркас, на основе которого можно двигаться дальше», – оценил концепцию застройки Свердловского поселения Олег Романов, президент Санкт-Петербургского союза архитекторов.
«Это Санкт-Петербург на территории Ленинградской области», – так охарактеризовал проект Валентин Енокаев, замес­титель генерального директора Дирекции по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

История вопроса

Предварительная концепция развития части территории д. Новосаратовка Свердловского городского поселения была представлена главе 47-го региона Александру Дрозденко в декабре 2013 года и была рекомендована к дальнейшей проработке. Летом нынешнего года был принят генплан Свердловского поселения, в котором вся рассматриваемая территория получила статус земель для жилищного строительства. Наконец, в начале октяб­ря застройщик представил вниманию членов Градсовета обоснование отклонений (до 20%) от предельных параметров Региональных нормативов градостроительного проектирования (ГРНП) по этажности и плотности застройки. В част­ности, на фоне преимущественной застройки в 16 и 23 этажа предложены отдельные высотные доминанты до 30 этажей.
Концепция, разработанная по заказу ГК «ЦДС» ОАО «АрхиГрад», предполагает возведение более 4,5 млн кв. м жилья, больницы со станцией скорой медицинской помощи, поликлиники, аптек, общеобразовательных школ (в совокупности на 10,45 тыс. мест) и детских садов (общей емкостью более 6,8 тыс. мест). Появятся в пределах территории, а по сути, в новом городе, застройки, а также торговые и многофункциональные культурно-досуговые центры, спортивные объекты, парковки разного типа почти на 52 тыс. автомобилей и т. д. Запланировано формирование промышленно-складской и торгово-деловой зон, строительство пассажирского причала на Неве, капитальный ремонт уже существующего причала и возведение новых пожарных депо. «Заказчик показал, что он готов сформировать новый комплекс с тем качеством жилой среды, при котором автомобильный транспорт практически выведен из общих пространственных участков и дворовых территорий», – подчеркнул Валерий Ким, почетный архитектор России.
Важно отметить, что в концепции заложена обеспеченность сверх норматива местами в школах и детских садах, а также зелеными насаждениями.
«Увеличивать плотность застройки, наверное, можно, но при соответствующей социальной и транспортной инфраструктуре», – подчеркнул Валентин Енокаев, назвав проект комплексной застройки в Свердловском поселении наиболее перс­пективным в области даже на фоне тех, которые реализуются в Кудрово и Девят­кино. К слову, при оценочном объеме инвестиций в 250 млрд рублей (в том числе 50 млрд на обеспечение инженерной и социальной инфраструктуры) за время реализации проекта налоговые поступления в консолидированный бюджет Ленинградской области составят почти 4 млрд рублей.

Уникальность

В числе уникальных преимуществ предложенной концепции застройки Георгий Богачев назвал, во-первых, отсутствие множества собственников земли. Территорией, состоящей из трех участков (площадью 345 га, чуть более 16 га и 91,5 га), владеет сам застройщик – ГК «ЦДС». Профильный вице-губернатор привел пример развития земель, принадлежащих инвестиционной компании «Евроинвест», в Мурино. «Проект тоже идет очень неплохо, потому что одновременно возводятся как жилые объекты, так и социальные. Тем не менее там есть определенные трения, потому что все застройщики разные, и некоторые архитектурные решения могли бы быть представлены и лучше», – прокомментировал Георгий Богачев.
Еще одним достоинством концепции, разработанной ОАО «АрхиГрад», он назвал абсолютную корреляцию с положениями действующего генплана, который, в свою очередь, развивает идеи, содержавшиеся в градостроительных документах этой территории с 1936 года.
«Генплан, утвержденный сегодня в Сверд­­ловском поселении, учел всю ретроспективу предложений по развитию этой территории и остановился на версии транспортно-планировочного развития с открытой планировочной структурой», – прокомментировал Валерий Ким.

Транспортный вопрос

По мнению Валентина Енокаева, транспортная тема будет при развитии этой территории одной из самых важных, причем главенствующую роль должен играть пассажирский транспорт, пока недостаточно проработанный в концепции.
Транспортную доступность нового города предполагается обеспечить за счет продолжения линии метрополитена, а также пригородных маршрутных автобусов. Между тем, как отметил Антон Бучнев, заместитель областного Комитета по ЖКХ и транспорту, на сегодня власти Санкт-Петер­бурга никаких серьезных планов и гарантий того, что в районе комп­лексной застройки будет метрополитен, не дают. «В последние восемь месяцев Санкт-Петер­бург даже не готов общаться на эту тему. Строительство и «Народной», и «Южно-Восточной» станций, как и строи­тельство электродепо, возможно только за счет средств федерального бюджета», – заявил Антон Бучнев. Более того, добавил он, Смольный практически полностью отказывает в согласовании автобусных маршрутов, которые идут от станций метрополитена.
По мнению Константина Щербина, разработчика концепции, генерального директора ОАО «АрхиГрад», с учетом сроков ввода в эксплуатацию отдельных кварталов нового города транспортная проблема может возникнуть не ранее 2025 года. «Однако к этому времени реально проектируется строительство станции метро», – напомнил он. В свою очередь, Георгий Богачев выразил уверенность в том, что действующая линия метрополитена будет продолжена. «Если бы мы говорили о Ломоносовском районе, например о Низино, – и кто-то заявил бы, что там появится станция метро, наверное, я бы с вами согласился и предложил не рассмат­ривать ее в качестве возможной транспортной схемы. Но есть концепция развития транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в которой эта станция метро также учтена», – сказал вице-губернатор.
Гарантировать продолжение линии метрополитена может появление в Сверд­ловском поселении объекта федерального интереса, уверен Валентин Енокаев. «Можно попробовать обсудить с федеральной властью размещение здесь, например, особой экономической зоны», – предположил он, аргументировав идею инвестиционной привлекательностью территории. «На уровне Южной планировочной зоны Санкт-Петербурга она имеет очень серьезные перспективы развития», – добавил господин Енокаев.

На конкурсной основе

Итогом рассмотрения концепции, предложенной ГК «ЦДС», стало безоговорочное одобрение членами Градостроительного совета отклонений от предельных показателей РНГП. «Комплексное изменение параметров является не просто механическим, обусловленным желанием заказчика получить больший экономический эффект. Комплексное изменение параметров дает новое качество среды», – выразил общее мнение Игорь Матвеев. В решение Градсовета была внесена также рекомендация для заказчика концепции провести архитектурный конкурс для поиска наиболее выигрышных архитектурных решений. Однако Михаил Медведев, генеральный директор ГК «ЦДС», заверил членов Градсовета, что и сами проекты планировки территории на все 13 кварталов, преду­смотренных в границах участка, будут разработаны на конкурсной основе. Кроме того, по словам господина Медведева, «ЦДС» будет реализовывать этот проект даже в отсутствие бюджетного софинансирования.

рубрика: Градостроительство
автор: Татьяна Крамарева
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.