Юрий Кваша: «Развивать территорию – не право, а обязанность»
В сентябре 2014 года Тосненский городской суд принял решение об отмене генерального плана Тельмановского сельского поселения по обращению Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области. О том, каким видят развитие территории муниципальные власти, рассказал Юрий Кваша, глава поселения.
– Юрий Николаевич, каковы претензии к генеральному плану Тельмановского сельского поселения со стороны областного Комитета по архитектуре и градостроительству (КАГ)?
– Основных пункта два. Первый – это утверждение генерального плана в отсутствие полномочий у Совета депутатов поселения. Второй – отсутствие согласования документа с областным правительством.
Мы приняли генеральный план 5 июня нынешнего года, не зная о вступившем в силу 27 мая 136-ФЗ, который исключил из перечня вопросов местного значения сельских поселений право на утверждение генплана муниципального образования, делегировав его муниципальному району.
Однако ст. 3 Градкодекса РФ устанавливает, что любые нормы федерального, регионального или местного законодательства, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, неприменимы, если противоречат Градкодексу, в данном случае 2 ст. 8, где определен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления (ОМС) муниципальных районов, в котором отсутствует право на утверждение генеральных планов сельских поселений.
Узнав о вступлении в силу 136-ФЗ, мы обратились в Минрегион и получили разъяснения о том, что принятый закон в части изъятия у сельских поселений полномочий по утверждению генплана муниципального образования неприменим из-за конфликта двух норм федерального законодательства и для устранения правовой коллизии уже готовятся поправки в 131-ФЗ. Действительно, 5 июля вступил в законную силу 165-ФЗ, временно вернувший полномочия по утверждению генерального плана муниципального образования ОМС сельских поселений, а 7 июля мы утвердили генплан повторно абсолютно в той же редакции, что и ранее.
Что касается претензий в несогласовании генплана с региональным правительством, мы получили отказ в согласовании проекта генплана от высшего должностного лица субъекта РФ – губернатора Ленобласти – за пределами трехмесячного срока с момента направления данного документа на согласование. А п. 8 ст. 25 Градкодекса устанавливает, что в случае непоступления в установленный срок главе поселения заключений на проект генерального плана от соответствующих уполномоченных органов данный проект считается согласованным с такими органами.
– С учетом решения суда об отмене генерального плана, получается, сейчас у вас вообще нет никаких градостроительных документов?
– Поскольку решение суда еще не вступило в силу, сейчас действует генеральный план муниципального образования, утвержденный решением Совета депутатов поселения от 07.07.2014. Есть также ранее утвержденные Правила землепользования и застройки для части территории. Первоначально ПЗЗ были утверждены для территории промышленного назначения (199 га), которая по соглашению с областным правительством планировалась для строительства завода Fiat Chrysler. Потом мы добавили к ней застроенные территории пос. Тельмана и пос. Войскорово. Сейчас разрабатываются ПЗЗ и для других частей поселения.
– А зачем вашему муниципалитету более 500 га новых земель под застройку?
– В отсутствие генерального плана поселения вновь появляющиеся собственники земель имеют полное право осваивать территорию по своему усмотрению (и такие примеры в пос. Тельмана есть). По остаточному принципу развиваются инженерные коммуникации, социальная инфраструктура. Так, с 2009 года идут разговоры о поликлинике, которая объективно необходима по нормативам обеспеченности населения медицинскими услугами. Общеобразовательная школа пос. Тельмана давно переполнена. Нехватка мест в детских садах – самая высокая в районе. А в генплане как раз и предусмотрены потенциальные места для поликлиники, детских садов, школ, других социальных объектов. Это не значит, во-первых, что они начнут строиться завтра и, во-вторых, что мы попросим на эти цели средства из областного бюджета. В генплане четко обозначено: освоение новых территорий будет осуществляться комплексно и за счет инвестиционных средств либо государственно-частного партнерства.
Действительно, для комплексного жилищного освоения в генплане до 2030 года предусмотрено более 500 га земли. Но подчеркну: при этом более 800 га отведено под развитие промышленности. Мы пытаемся создать условия для притока инвестиций. Но нам предлагают ограничиться только уже застроенной территорией населенных пунктов.
– Какими будут ваши действия, если решение суда об отмене генплана останется в силе после его рассмотрения в апелляционной инстанции?
– Мы начнем процедуру разработки нового генплана. Мы были готовы ранее и готовы сейчас к взаимодействию с областным Комитетом по архитектуре и градостроительству. У нас нет и не может быть никаких претензий к региональному правительству – есть только деловые предложения и обоснования своего конституционного права самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в интересах жителей муниципалитета.
Важно, на мой взгляд, понимать: от того, что в этой истории победит не генеральный план поселения, а что-то другое, территория всей Ленинградской области не выиграет, а только проиграет.
Мнения:
Евгений Домрачев, председатель Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области:
– До обращения в суд мы направили предписание об устранении нарушений в законодательстве о градостроительной деятельности путем внесения изменений в проект генерального плана Тельмановского сельского поселения в части исключения земель сельскохозяйственного назначения из границ земель населенных пунктов, которые, по нашему мнению, были включены необоснованно.
По заключению Комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, эти земли, преимущественно в собственности бывшего совхоза им. Тельмана, относятся к особо ценным сельскохозяйственным угодьям, хотя формально это не оформлено. Однако по областному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения невключение в реестр не означает, что они не являются особо ценными сельхозугодьями: их кадастровая стоимость выше средней по Тосненскому району. Наша позиция такова, что их необходимо оставить именно землями сельскохозяйственного назначения и использовать для сельхозпроизводства.
Что касается соблюдения сроков согласования проекта генерального плана, стоит уточнить, что после того как 30 декабря 2013 года в правительство Ленобласти был направлен первоначальный проект генплана, в него вносились корректировки, в том числе по замечаниям отраслевых комитетов, и новую редакцию от муниципалитета мы получили 13 марта. Фактически на согласование была представлена новая редакция проекта генерального плана, и в установленном порядке – через губернатора – она согласование не прошла, поскольку была направлена в рабочем порядке в наш комитет.
Хотелось бы еще отметить, что за то время, пока разрабатывался генеральный план (а это семь лет), в Тельмановском сельском поселении построен практически новый микрорайон – без поликлиники, школы, детского сада, а также разработан проект планировки еще на один микрорайон, и он рассмотрен на Градостроительном совете. В то же время не введено предприятий для обеспечения занятости новых жителей.
Светлана Смирнова, президент ООО «Институт строительных проектов»:
– Согласно генеральному плану Ленинграда и Ленинградской области, принятому в 1980 году, перспективное развитие Колпино «выходило» на территорию пос. Тельмана. Четкой границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью в пределах пос. Тельмана нет: и в одном, и в другом муниципальном образовании сложилась зона многоэтажной жилой застройки городского типа. Более того, на протяжении 1990-х – 2000-х годов и правительство Ленобласти, и администрация Тосненского района выпустили ряд проектов детальной планировки, согласно которым в пос. Тельмана предусматривались именно многоэтажные дома.
В проекте генплана мы предложили половину территории, в настоящее время представленной пустырями, зарезервировать для реконструкции старых коммуникаций, развития улично-дорожной сети, строительства требующихся уже сегодня социальных объектов. Большая часть территорий на первую очередь строительства остаются сельскохозяйственными. А из земель, которые вовлекаются в оборот в ближайшие годы, одна треть предназначена под развитие промышленности, поскольку для нормального функционирования муниципального образования необходимы рабочие места и налоговые поступления.