Требования сократят рынок
Повышение требований заказчика, по сути, не приводит к сужению рынка дорожных строителей, поскольку, говоря о сокращении числа подрядчиков, глава КРТИ имеет в виду генподрядчиков, с которыми комитет подписывает контракты. Что касается остальных компаний, то они уходят на субподряд к тем компаниям, которые удовлетворяют всем требованиям КРТИ.
Сергей Чижов, советник генерального директора ОАО «Мостострой № 6», считает, что чем больше будет компаний на дорожно-строительном рынке Петербурга, как и на любом другом, тем выше будет конкуренция, и тем лучше будет для заказчика и потребителя. «Но любой конкурс должен быть состязателен. Должны предлагаться инновации в области технологии выполнения работ, современных материалов и конструкций. И если подрядчик некомпетентен, то он не сможет в результате этой состязательной процедуры отстоять свое предложение», – говорит господин Чижов. Сейчас прорабатываются механизмы противостояния победы подрядчиков, способных сбить цену, но не выполнить взятые на себя обязательства – для этого разрабатывается федеральная контрактная система, готовятся изменения в 94-ФЗ. «Задача на уровне регионов – умело воспользоваться этим инструментом, для того чтобы на рынке, с одной стороны, оставались добросовестные подрядчики, которые уже зарекомендовали себя, и новые, сумевшие предложить и отстоять свои инновационные решения, превосходящие существующие по качеству, цене и срокам выполнения работ», – рассуждает Сергей Чижов.
Юрий Агафонов считает, что для сохранения здорового баланса между требованиями заказчика и возможностями подрядчиков необходимо предъявлять соответствующие требования и к поставщикам строительных материалов – песка, щебня, цемента, арматуры. «После того как строители выигрывают тендер с четкой ценой и определенными требованиями к качеству работы, они сталкиваются с бешено растущей стоимостью материалов. В итоге поставщики материалов зарабатывают деньги, а дорожники уходят в минус или в лучшем случае выходят в ноль. При этом дорожных строителей проверяют все возможные органы, а поставщиков – никто. Между тем ремонт и строительство дорог – это госзаказ, поэтому все их этапы необходимо проверять, в том числе антимонопольному ведомству», – считает господин Агафонов.
С ростом требований к подрядчику должны расти и обязательства заказчика, полагает эксперт. «Гарантийные обязательства увеличивать надо, но перед тем как подрядчик приступит к выполнению своих работ, заказчик должен провести послойное георадарное исследование основания трассы. Только тогда можно точно быть уверенным в том, что внутри нет лопнувшей трубы или размыва, которые лишают смысла проведение любого ремонта», – говорит Юрий Агафонов.
«Сокращение числа компаний, соответствующих требованиям КРТИ, будет некритичным, конкуренция на рынке сохранится. Производственного потенциала существующих компаний не хватало бы, если бы городская инфраструктура финансировалась в том объеме, какой реально необходим для ее развития. Пока же имеющийся производственный потенциал петербургских дорожников используется на 30-40%», – рассказывает глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса. По его словам, чтобы оставаться на плаву, дорожные строители ищут коммерческие заказы или работают в других регионах.
Помимо вложений в растущие требования заказчика, дорожные строители должны иметь средства на периодическое обновление парка техники, на оплату постоянно дорожающей электроэнергии и горюче-смазочных материалов. «Для того чтобы дорожные строители могли адекватно рассчитать свою инвестиционную политику, они должны знать свою программу работы на ближайшие года три. Иначе вкладываться во все новые и новые требования комитета становится очень накладно и рискованно», – уверен один из дорожных строителей.
Сергей Чижов, советник генерального директора ОАО «Мостострой № 6», считает, что чем больше будет компаний на дорожно-строительном рынке Петербурга, как и на любом другом, тем выше будет конкуренция, и тем лучше будет для заказчика и потребителя. «Но любой конкурс должен быть состязателен. Должны предлагаться инновации в области технологии выполнения работ, современных материалов и конструкций. И если подрядчик некомпетентен, то он не сможет в результате этой состязательной процедуры отстоять свое предложение», – говорит господин Чижов. Сейчас прорабатываются механизмы противостояния победы подрядчиков, способных сбить цену, но не выполнить взятые на себя обязательства – для этого разрабатывается федеральная контрактная система, готовятся изменения в 94-ФЗ. «Задача на уровне регионов – умело воспользоваться этим инструментом, для того чтобы на рынке, с одной стороны, оставались добросовестные подрядчики, которые уже зарекомендовали себя, и новые, сумевшие предложить и отстоять свои инновационные решения, превосходящие существующие по качеству, цене и срокам выполнения работ», – рассуждает Сергей Чижов.
Юрий Агафонов считает, что для сохранения здорового баланса между требованиями заказчика и возможностями подрядчиков необходимо предъявлять соответствующие требования и к поставщикам строительных материалов – песка, щебня, цемента, арматуры. «После того как строители выигрывают тендер с четкой ценой и определенными требованиями к качеству работы, они сталкиваются с бешено растущей стоимостью материалов. В итоге поставщики материалов зарабатывают деньги, а дорожники уходят в минус или в лучшем случае выходят в ноль. При этом дорожных строителей проверяют все возможные органы, а поставщиков – никто. Между тем ремонт и строительство дорог – это госзаказ, поэтому все их этапы необходимо проверять, в том числе антимонопольному ведомству», – считает господин Агафонов.
С ростом требований к подрядчику должны расти и обязательства заказчика, полагает эксперт. «Гарантийные обязательства увеличивать надо, но перед тем как подрядчик приступит к выполнению своих работ, заказчик должен провести послойное георадарное исследование основания трассы. Только тогда можно точно быть уверенным в том, что внутри нет лопнувшей трубы или размыва, которые лишают смысла проведение любого ремонта», – говорит Юрий Агафонов.
«Сокращение числа компаний, соответствующих требованиям КРТИ, будет некритичным, конкуренция на рынке сохранится. Производственного потенциала существующих компаний не хватало бы, если бы городская инфраструктура финансировалась в том объеме, какой реально необходим для ее развития. Пока же имеющийся производственный потенциал петербургских дорожников используется на 30-40%», – рассказывает глава Ассоциации предприятий дорожного комплекса. По его словам, чтобы оставаться на плаву, дорожные строители ищут коммерческие заказы или работают в других регионах.
Помимо вложений в растущие требования заказчика, дорожные строители должны иметь средства на периодическое обновление парка техники, на оплату постоянно дорожающей электроэнергии и горюче-смазочных материалов. «Для того чтобы дорожные строители могли адекватно рассчитать свою инвестиционную политику, они должны знать свою программу работы на ближайшие года три. Иначе вкладываться во все новые и новые требования комитета становится очень накладно и рискованно», – уверен один из дорожных строителей.
рубрика:
Дорожное строительство
автор:
Александра Соколова