Разбудить спальные районы
В Смольном и на строительных конференциях заговорили о внешнем облике новых кварталов Петербурга. Если раньше застройщиков и чиновников волновали только дешевизна проекта и соблюдение высотности, то теперь обсуждается архитектурное единообразие.
Как рассказал первый вице-президент ГК «Балтрос» Олег Еремин, в Петербурге нет документов, регламентирующих архитектурный облик спальных районов, только их высоту. Архитектурный стиль, технология строительства, используемые материалы застройщик выбирает на свое усмотрение. По мнению специалиста, в облике уже построенного здания безболезненно можно изменить только его цвет. «Если здание оштукатурено, или фасад выполнен из кирпича, то его можно перекрасить. Если фасад выполнен в технологии «навесной вентилируемый фасад», то можно заменить плитки. Но изменить технологию, например поменять стеклянный фасад на кирпичный, невозможно», – рассказывает Олег Еремин. В случае изменения технологии облицовки здание перестанет отвечать определенным техническим стандартам, и появится необходимость его серьезно перестраивать, снова проводить экспертизы и согласования.
Ольга Семенова-Тян-Шанская, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Лемминкяйнен Рус», также уверена, что только изменение цветов фасадов зданий сможет сделать удаленные районы города не такими серыми и похожими на нью-йоркские гарлемы.
Марк Рейнберг, генеральный директор архитектурной мастерской «Рейнберг & Шаров» и заслуженный архитектор России (автор проекта гостиницы «Северная корона»), считает, что районы станций метро «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко» проще полностью снести, чем перестроить. Оставляет желать лучшего и архитектура, и качество строительства.
Алексей Коновалов, руководитель архитектурно-технического совета ОАО «КБ ВиПС» и почетный архитектор России, добавляет, что современным застройщикам есть чему поучиться у архитекторов, которые застраивали Петербург в 1960-80-е годы. По его словам, дома возводились в соответствии с Генпланом целыми кварталами, в которых были учтены все элементы инженерной и социальной инфраструктуры. В квартале сразу строились школы, детские сады, поликлиники и дороги, прокладывались новые маршруты общественного транспорта.
Сейчас жилые кварталы возводятся на средства частных инвесторов, которые пытаются сэкономить на всем. «На кусочке земли, который удалось получить под застройку, строится один дом. Ни дорог к нему, ни автостоянок, ни магазина в ближайшем окружении не предусмотрено. Не говоря уже о том, вписывается ли этот дом в окружающую среду», – отмечает Алексей Коновалов.
Архитектор уверен, что Петербургу нужен единый градостроительный план, в соответствии с которым он будет развиваться. Перекрашивание в единый цвет фасадов вряд ли кардинально изменит облик района, а снос и расселение целых кварталов точно не под силу городскому бюджету.
Чиновники и застройщики активно продвигают проекты комплексного освоения территорий (КОТ) как способ избежать уродливого архитектурного разнообразия в новых районах. «Общее архитектурное и художественное решение проектов КОТ значительно повышает их привлекательность для покупателей по сравнению с точечной застройкой. Яркие примеры – «Морской фасад», «Северная долина», «Парадный квартал», – считает Ольга Семенова-Тян-Шанская, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Лемминкяйнен Рус». Однако, по ее словам, найти единое решение для того, чтобы объединить исторический центр Петербурга со «сталинками» и «панельками» юго-западной части города и новостройками Приморского района, невозможно.
У компании «Балтрос» был опыт создания единого архитектурного решения при застройке района «Славянка». Все дома построены в одном стиле, предусмотрены зеленые зоны и необходимое количество парковых мест. Типовая застройка также удешевляет проекты для застройщиков. «Славянка» расположена в Пушкинском районе Петербурга, в 10 минутах езды от дворцово-парковых ансамблей Пушкина и Павловска, поэтому одним из принципов стал отказ от высотной застройки», – объясняет Олег Еремин.
По мнению Наталья Аргэ, директора по маркетингу и продажам компании KVS, контролировать новые дома на соответствие окружающей архитектуре должны районные архитекторы и главный архитектор города, которые отвечают за эту часть проекта. Сейчас, чтобы изменить депрессивный облик спальных районов и придать жилому комплексу конкурентный вид, архитекторы стараются построить оригинальные и не похожие на другие дома доминанты, которые будут выделяться на фоне общей серой застройки. «В таком ключе проектировался жилой комплекс «Gusi-Лебеди» в Приморском районе, где корпуса раскрываются как два лебединых крыла», – рассказывает Наталья Аргэ.
По аналогичной схеме пошла и компания Setl City, которая реализует проект комплексной застройки «Семь столиц»: каждый из кварталов будет выполнен в стиле одной из европейских столиц. Пока реализован лишь квартал «Вена». По мнению Владимира Спарака, заместителя генерального директора АН «АРИН», единый архитектурный стиль делает проект узнаваемым и улучшает продажи.
Кстати:
В Восточном Берлине, который после войны был застроен «хрущевками», нашли способ приспособить их к современным потребностям немцев. Дома прошли капитальную реконструкцию, стали максимально энергоэффективными, потеряли три верхних этажа, претерпели перепланировку и превратились в уютные таунхаусы. У каждой квартиры есть свой вход с улицы и кусочек территории для сада. «Сталинки» при этом прошли капитальный ремонт, но внешний вид не изменили и остались одной из достопримечательностей Восточного Берлина.
Как рассказал первый вице-президент ГК «Балтрос» Олег Еремин, в Петербурге нет документов, регламентирующих архитектурный облик спальных районов, только их высоту. Архитектурный стиль, технология строительства, используемые материалы застройщик выбирает на свое усмотрение. По мнению специалиста, в облике уже построенного здания безболезненно можно изменить только его цвет. «Если здание оштукатурено, или фасад выполнен из кирпича, то его можно перекрасить. Если фасад выполнен в технологии «навесной вентилируемый фасад», то можно заменить плитки. Но изменить технологию, например поменять стеклянный фасад на кирпичный, невозможно», – рассказывает Олег Еремин. В случае изменения технологии облицовки здание перестанет отвечать определенным техническим стандартам, и появится необходимость его серьезно перестраивать, снова проводить экспертизы и согласования.
Ольга Семенова-Тян-Шанская, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Лемминкяйнен Рус», также уверена, что только изменение цветов фасадов зданий сможет сделать удаленные районы города не такими серыми и похожими на нью-йоркские гарлемы.
Марк Рейнберг, генеральный директор архитектурной мастерской «Рейнберг & Шаров» и заслуженный архитектор России (автор проекта гостиницы «Северная корона»), считает, что районы станций метро «Проспект Большевиков» и «Улица Дыбенко» проще полностью снести, чем перестроить. Оставляет желать лучшего и архитектура, и качество строительства.
Алексей Коновалов, руководитель архитектурно-технического совета ОАО «КБ ВиПС» и почетный архитектор России, добавляет, что современным застройщикам есть чему поучиться у архитекторов, которые застраивали Петербург в 1960-80-е годы. По его словам, дома возводились в соответствии с Генпланом целыми кварталами, в которых были учтены все элементы инженерной и социальной инфраструктуры. В квартале сразу строились школы, детские сады, поликлиники и дороги, прокладывались новые маршруты общественного транспорта.
Сейчас жилые кварталы возводятся на средства частных инвесторов, которые пытаются сэкономить на всем. «На кусочке земли, который удалось получить под застройку, строится один дом. Ни дорог к нему, ни автостоянок, ни магазина в ближайшем окружении не предусмотрено. Не говоря уже о том, вписывается ли этот дом в окружающую среду», – отмечает Алексей Коновалов.
Архитектор уверен, что Петербургу нужен единый градостроительный план, в соответствии с которым он будет развиваться. Перекрашивание в единый цвет фасадов вряд ли кардинально изменит облик района, а снос и расселение целых кварталов точно не под силу городскому бюджету.
Чиновники и застройщики активно продвигают проекты комплексного освоения территорий (КОТ) как способ избежать уродливого архитектурного разнообразия в новых районах. «Общее архитектурное и художественное решение проектов КОТ значительно повышает их привлекательность для покупателей по сравнению с точечной застройкой. Яркие примеры – «Морской фасад», «Северная долина», «Парадный квартал», – считает Ольга Семенова-Тян-Шанская, директор по продажам и маркетингу ЗАО «Лемминкяйнен Рус». Однако, по ее словам, найти единое решение для того, чтобы объединить исторический центр Петербурга со «сталинками» и «панельками» юго-западной части города и новостройками Приморского района, невозможно.
У компании «Балтрос» был опыт создания единого архитектурного решения при застройке района «Славянка». Все дома построены в одном стиле, предусмотрены зеленые зоны и необходимое количество парковых мест. Типовая застройка также удешевляет проекты для застройщиков. «Славянка» расположена в Пушкинском районе Петербурга, в 10 минутах езды от дворцово-парковых ансамблей Пушкина и Павловска, поэтому одним из принципов стал отказ от высотной застройки», – объясняет Олег Еремин.
По мнению Наталья Аргэ, директора по маркетингу и продажам компании KVS, контролировать новые дома на соответствие окружающей архитектуре должны районные архитекторы и главный архитектор города, которые отвечают за эту часть проекта. Сейчас, чтобы изменить депрессивный облик спальных районов и придать жилому комплексу конкурентный вид, архитекторы стараются построить оригинальные и не похожие на другие дома доминанты, которые будут выделяться на фоне общей серой застройки. «В таком ключе проектировался жилой комплекс «Gusi-Лебеди» в Приморском районе, где корпуса раскрываются как два лебединых крыла», – рассказывает Наталья Аргэ.
По аналогичной схеме пошла и компания Setl City, которая реализует проект комплексной застройки «Семь столиц»: каждый из кварталов будет выполнен в стиле одной из европейских столиц. Пока реализован лишь квартал «Вена». По мнению Владимира Спарака, заместителя генерального директора АН «АРИН», единый архитектурный стиль делает проект узнаваемым и улучшает продажи.
Кстати:
В Восточном Берлине, который после войны был застроен «хрущевками», нашли способ приспособить их к современным потребностям немцев. Дома прошли капитальную реконструкцию, стали максимально энергоэффективными, потеряли три верхних этажа, претерпели перепланировку и превратились в уютные таунхаусы. У каждой квартиры есть свой вход с улицы и кусочек территории для сада. «Сталинки» при этом прошли капитальный ремонт, но внешний вид не изменили и остались одной из достопримечательностей Восточного Берлина.
рубрика:
Архитектура
автор:
Мария Яцко