Добровольная обязанность
Вступление России в ВТО повышает интерес строительных фирм к международной сертификации по стандартам ИСО 9001. Однако пока, как отмечают специалисты, получение свидетельства зачастую сводится к простой формальности.
Стандарту ИСО уже более 20 лет, однако резкое увеличение сертифицированных организаций пришлось на начало 2000-х за счет глобализации рынка и признания стандарта десятками стран. Сегодня сертификат соответствия ИСО уже официально служит подтверждением благонадежности компании на мировом и внутригосударственном рынке.
Однако российские компании не спешат внедрять этот стандарт. «Число организаций, получающих сертификат менеджмента качества ИСО 9001, не превышает 1 тыс., а скорее всего, и 500 организаций в год», – оценивает рынок Владислав Айрапетов, директор по сертификации компании «Российский стандарт». Это очень немного, подчеркивает он.
По данным организации ИСО, среднегодовой прирост количества сертифицированных предприятий в России составляет 41,2%. Это ниже, чем в Узбекистане, хотя выше, чем в Украине и Беларуси.
Стимулов несколько. С одной стороны, требование к наличию сертификата ИСО 9001 выдвигают многие СРО, а также партнеры и поставщики. С другой – выполнение норм ИСО необходимо для участия в государственных тендерах, выхода на внешний рынок и привлечения инвестиций. Приложением к открывающимся возможностям для развития бизнеса является улучшение имиджа компании и повышение качества выпускаемой продукции.
«Во всех развитых странах мира наличие сертификата ИСО является обязательным, – свидетельствует Татьяна Тужилина, ведущий специалист отдела менеджмента качества и экологии ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ». – Кроме того, наличие сертификата ИСО – это повышение доверия со стороны покупателей и инвестиционных компаний».
Однако именно из-за распространенности требований к наличию свидетельства ИСО процедура сертификации зачастую превращается в пустую формальность. «Запрашивая сертификат, СРО не определяют качество предоставляемых сертификатов соответствия, – рассказывает Павел Никаноров, заместитель директора по развитию компании «Русский регистр». – А на рынке существует много продавцов сертификатов, предлагающих их за несколько тысяч рублей, без проведения проверок. И СРО их принимают, убивая смысл самой сертификации».
С другой стороны, некоторые компании просто не готовы ни к ежегодным расходам на проведение сертификации, ни к длительной и сложной процедуре внедрения.
«Саморегулирование – это нагрузка на бизнес, – сетует Алексей Белоусов, вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга». – Организации и так платят ежегодные взносы, тратят средства на повышение квалификации специалистов. Для многих это уже значительные суммы».
«Основные сложности в процессе сертификации связаны с тем, что сертификат нужен «вчера», а внедрять систему менеджмента качества нет ни времени, ни сил, а часто и желания нет. Нужна «бумажка», – поддерживает Дмитрий Васильков, генеральный директор органа по сертификации «Регистр систем менеджмента».
В реальности только сам процесс сертификации может длиться более полугода. А внедрение требований стандарта ИСО 9001 – от 3-4 мес. для небольшой компании до 1-2 лет для крупной. Стоимость сертификации зависит от объема проверки, размера компании и авторитетности сертификационной организации. Она может составлять от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Тогда как альтернативным способом сертификат можно оформить в течение дня после оплаты за 60-70 тыс. рублей.
Естественно, превращая процесс получения сертификата ИСО 9001 в формальность, компании не извлекают выгоды из внедрения системы качества.
«Если у компании существует своя система менеджмента, которая успешно решает все поставленные задачи, – возможно, ей и не нужна система менеджмента ИСО 9001, – предполагает Анатолий Киримитчиев, начальник Бюро качества менеджмента ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». – Но если проблемы с управлением существуют, стандарты серии ИСО 9000 помогают сделать первый шаг на пути к совершенствованию менеджмента организации».
О внедрении остальных стандартах ИСО речь и вовсе заходит очень редко.
«Дополнительные требования – стандарты ИСО 14000 и 18000 – в России вообще практически не востребованы, – говорит Владимир Айрапетов. – Их внедряют только крупные градообразующие предприятия».
Российские компании еще не созрели до добровольного введения международных стандартов. А из-за обязательных требований доверие к международной сертификации только падает.
Стандарту ИСО уже более 20 лет, однако резкое увеличение сертифицированных организаций пришлось на начало 2000-х за счет глобализации рынка и признания стандарта десятками стран. Сегодня сертификат соответствия ИСО уже официально служит подтверждением благонадежности компании на мировом и внутригосударственном рынке.
Однако российские компании не спешат внедрять этот стандарт. «Число организаций, получающих сертификат менеджмента качества ИСО 9001, не превышает 1 тыс., а скорее всего, и 500 организаций в год», – оценивает рынок Владислав Айрапетов, директор по сертификации компании «Российский стандарт». Это очень немного, подчеркивает он.
По данным организации ИСО, среднегодовой прирост количества сертифицированных предприятий в России составляет 41,2%. Это ниже, чем в Узбекистане, хотя выше, чем в Украине и Беларуси.
Стимулов несколько. С одной стороны, требование к наличию сертификата ИСО 9001 выдвигают многие СРО, а также партнеры и поставщики. С другой – выполнение норм ИСО необходимо для участия в государственных тендерах, выхода на внешний рынок и привлечения инвестиций. Приложением к открывающимся возможностям для развития бизнеса является улучшение имиджа компании и повышение качества выпускаемой продукции.
«Во всех развитых странах мира наличие сертификата ИСО является обязательным, – свидетельствует Татьяна Тужилина, ведущий специалист отдела менеджмента качества и экологии ЗАО ССМО «ЛенСпецСМУ». – Кроме того, наличие сертификата ИСО – это повышение доверия со стороны покупателей и инвестиционных компаний».
Однако именно из-за распространенности требований к наличию свидетельства ИСО процедура сертификации зачастую превращается в пустую формальность. «Запрашивая сертификат, СРО не определяют качество предоставляемых сертификатов соответствия, – рассказывает Павел Никаноров, заместитель директора по развитию компании «Русский регистр». – А на рынке существует много продавцов сертификатов, предлагающих их за несколько тысяч рублей, без проведения проверок. И СРО их принимают, убивая смысл самой сертификации».
С другой стороны, некоторые компании просто не готовы ни к ежегодным расходам на проведение сертификации, ни к длительной и сложной процедуре внедрения.
«Саморегулирование – это нагрузка на бизнес, – сетует Алексей Белоусов, вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга». – Организации и так платят ежегодные взносы, тратят средства на повышение квалификации специалистов. Для многих это уже значительные суммы».
«Основные сложности в процессе сертификации связаны с тем, что сертификат нужен «вчера», а внедрять систему менеджмента качества нет ни времени, ни сил, а часто и желания нет. Нужна «бумажка», – поддерживает Дмитрий Васильков, генеральный директор органа по сертификации «Регистр систем менеджмента».
В реальности только сам процесс сертификации может длиться более полугода. А внедрение требований стандарта ИСО 9001 – от 3-4 мес. для небольшой компании до 1-2 лет для крупной. Стоимость сертификации зависит от объема проверки, размера компании и авторитетности сертификационной организации. Она может составлять от нескольких десятков тысяч до нескольких миллионов рублей. Тогда как альтернативным способом сертификат можно оформить в течение дня после оплаты за 60-70 тыс. рублей.
Естественно, превращая процесс получения сертификата ИСО 9001 в формальность, компании не извлекают выгоды из внедрения системы качества.
«Если у компании существует своя система менеджмента, которая успешно решает все поставленные задачи, – возможно, ей и не нужна система менеджмента ИСО 9001, – предполагает Анатолий Киримитчиев, начальник Бюро качества менеджмента ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». – Но если проблемы с управлением существуют, стандарты серии ИСО 9000 помогают сделать первый шаг на пути к совершенствованию менеджмента организации».
О внедрении остальных стандартах ИСО речь и вовсе заходит очень редко.
«Дополнительные требования – стандарты ИСО 14000 и 18000 – в России вообще практически не востребованы, – говорит Владимир Айрапетов. – Их внедряют только крупные градообразующие предприятия».
Российские компании еще не созрели до добровольного введения международных стандартов. А из-за обязательных требований доверие к международной сертификации только падает.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова