Негибкий премиальный класс
Загородная «элитка» сегодня остается одним из самых негибких сегментов рынка недвижимости – динамика спроса и предложения здесь проявляется в значительно меньшей степени, нежели в более «активных» городских сегментах или в недорогих таунхаусах.
«Так, загородный элитный рынок еще не до конца оправился от последствий кризиса: люди с осторожностью вкладывают деньги в такие объекты, опасаясь их будущей неликивдности», – говорит
Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development.
Общепризнанным фактом является высокая сезонная зависимость темпов продаж на загородном рынке – традиционно весенне-летний период характеризуется всплеском покупательской активности. Это обусловлено как природно-климатическими условиями Северо-Запада, так и менталитетом граждан, воспринимающих загородный дом главным образом в качестве летней дачи. В период кризиса и значительного снижения активности на загородном рынке сезонные всплески и падения не были так заметны, в частности 2009 год прошел для загородных застройщиков очень ровно – покупательская активность в сегменте коттеджных поселков составляла 6-7% в квартал.
С рыночной точки зрения, наличие высокой конкуренции неизбежно порождает ценовое противостояние, однако высокая стоимость земли и инженерной подготовки территорий вынуждает девелоперов вести маркетинговые войны за покупателя, в том числе в другой плоскости. В более дорогих сегментах на первый план выходят грамотная концепция и форматность проекта, оптимальное соотношение жилой и сервисной инфраструктуры, этапность реализации, хорошее продвижение и надежная финансовая поддержка, в первую очередь направленная на стимулирование продаж.
Эксперты отмечают, что многие девелоперы практически ничем дополнительно не стремятся привлечь покупателей в зимний период. Остальные предлагают скидки, спецпредложения: «Готовый дом за столько-то миллионов! Только до конца января/февраля!». И сделки совершаются, но тем не менее объемы их все равно наполовину меньше летних.
«Наши консалтинговые работы показывают, что двигаться по цене сильно вниз девелоперам просто некуда – тем девелоперам, которые действительно хотят что-то построить, создать среду, а не просто распродать участки без инженерной начинки. С другой стороны, повышать цены сейчас невозможно из-за общего депрессивного состояния рынка и ориентированности большинства покупателей на сверхдешевое предложение», – рассказывает Тамара Попова, менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg.
По мнению Елены Валуевой, в наступившем году возможен некоторый рост спроса и, соответственно, цен на загородные элитные проекты весной 2012 года, после президентских выборов, – сыграет свою роль отложенный спрос. «В случае нормального макроэкономического фона данная тенденция может распространиться на протяжении всего 2012 года»,– считает она.
Алексей Еремин, и.о. директора филиала «Желдорипотека» в Петербурге, также оптимистичен: «В 2012 году можно прогнозировать стабилизацию цен и незначительное увеличение спроса на загородные объекты класса элит и премиум в высокой степени готовности по сравнению с 2011 годом. Однако возвращения к докризисному уровню ожидать не следует. В общем объеме продаж по-прежнему основную долю будут занимать земельные участки без подряда и объекты в коттеджных поселках эконом-класса».
«Так, загородный элитный рынок еще не до конца оправился от последствий кризиса: люди с осторожностью вкладывают деньги в такие объекты, опасаясь их будущей неликивдности», – говорит
Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development.
Общепризнанным фактом является высокая сезонная зависимость темпов продаж на загородном рынке – традиционно весенне-летний период характеризуется всплеском покупательской активности. Это обусловлено как природно-климатическими условиями Северо-Запада, так и менталитетом граждан, воспринимающих загородный дом главным образом в качестве летней дачи. В период кризиса и значительного снижения активности на загородном рынке сезонные всплески и падения не были так заметны, в частности 2009 год прошел для загородных застройщиков очень ровно – покупательская активность в сегменте коттеджных поселков составляла 6-7% в квартал.
С рыночной точки зрения, наличие высокой конкуренции неизбежно порождает ценовое противостояние, однако высокая стоимость земли и инженерной подготовки территорий вынуждает девелоперов вести маркетинговые войны за покупателя, в том числе в другой плоскости. В более дорогих сегментах на первый план выходят грамотная концепция и форматность проекта, оптимальное соотношение жилой и сервисной инфраструктуры, этапность реализации, хорошее продвижение и надежная финансовая поддержка, в первую очередь направленная на стимулирование продаж.
Эксперты отмечают, что многие девелоперы практически ничем дополнительно не стремятся привлечь покупателей в зимний период. Остальные предлагают скидки, спецпредложения: «Готовый дом за столько-то миллионов! Только до конца января/февраля!». И сделки совершаются, но тем не менее объемы их все равно наполовину меньше летних.
«Наши консалтинговые работы показывают, что двигаться по цене сильно вниз девелоперам просто некуда – тем девелоперам, которые действительно хотят что-то построить, создать среду, а не просто распродать участки без инженерной начинки. С другой стороны, повышать цены сейчас невозможно из-за общего депрессивного состояния рынка и ориентированности большинства покупателей на сверхдешевое предложение», – рассказывает Тамара Попова, менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St. Petersburg.
По мнению Елены Валуевой, в наступившем году возможен некоторый рост спроса и, соответственно, цен на загородные элитные проекты весной 2012 года, после президентских выборов, – сыграет свою роль отложенный спрос. «В случае нормального макроэкономического фона данная тенденция может распространиться на протяжении всего 2012 года»,– считает она.
Алексей Еремин, и.о. директора филиала «Желдорипотека» в Петербурге, также оптимистичен: «В 2012 году можно прогнозировать стабилизацию цен и незначительное увеличение спроса на загородные объекты класса элит и премиум в высокой степени готовности по сравнению с 2011 годом. Однако возвращения к докризисному уровню ожидать не следует. В общем объеме продаж по-прежнему основную долю будут занимать земельные участки без подряда и объекты в коттеджных поселках эконом-класса».
рубрика:
Загородная недвижимость
автор:
Роман Русаков