Практическая сметка на благо бюджета
Ни один проект строительства или капитального ремонта с привлечением бюджетных средств не будет выполнен без проверки сметной документации. Одной из организаций, ведущих такую деятельность в 47-м регионе, является Региональный центр ценообразования в строительстве Ленинградской области (ООО «ЦИНИНС»). О приоритетах в деятельности центра и взаимоотношениях с основными заказчиками – муниципалитетами – рассказала Ольга Ломова, генеральный директор ООО «ЦИНИНС».
– Ольга Владимировна, какое направление в деятельности ООО «ЦИНИНС» сегодня можно назвать ведущим?
– Прежде всего, мы занимаемся проверкой и составлением сметной документации. Важное место в работе центра занимает также ежемесячный мониторинг цен на строительные ресурсы на рынке. Далее, сфера нашей ответственности – разработка территориальных сметных нормативов, постоянная их актуализация. Результаты этой деятельности четко фиксируются на уровне Минстроя, поскольку территориальные сметные нормативы, не внесенные в федеральный реестр, считаются нелегитимными, и их нельзя использовать при составлении сметной документации. В их отсутствие можно работать по федеральным единичным расценкам (ФЕРам), но если в территориальной сметно-нормативной базе учитываются особенности конкретного региона, то федеральная база рассчитана на условия Московской области.
Мы, кроме того, разрабатываем индексы изменения сметной стоимости и актуализируем каталог сметных цен на строительные материалы и механизмы к текущему уровню цен. Наконец, мы издаем ежемесячный журнал «Севзапстройцена» для сметчиков, где публикуем всю текущую информацию по индексам и стоимости механизмов и материалов.
– А есть ли сегодня преемственность между ныне действующими территориальными и федеральными единичными расценками и теми, которые использовались ранее?
– Эта связь не утрачивалась никогда! Когда я только начинала свою профессиональную деятельность, мы работали по базе 1984 года, от которой затем централизованно, по приказу Госстроя, перешли к базе 1991 года. Потом вступила в силу новая редакция сметно-нормативной базы – на основе расценок 2001 года. И каждый раз сначала были сформированы ГЭСНы и ФЕРы, потом всем регионам было рекомендовано привести в соответствие свои ТЕРы. Разумеется, ТЕРы отстают во времени от ФЕРов, но это и невозможно скоординировать сразу. Основой вообще выступают даже не ФЕРы, а государственные элементные сметные нормы, на основании которых идет привязка территориальных единичных расценок: подставляются региональные сметные цены на все ресурсы и формируются территориальные единичные расценки.
Следующей базовой редакцией ТЕР стала редакция 2009 года. Теперь за основу принята редакция 2014 года, и сейчас мы как раз занимаемся разработкой ТЕРов в данной редакции.
– Как меняется стоимость сметной документации в текущем уровне цен?
– Конечно, условия текущего момента повлияют, особенно на стоимость основополагающих материалов, однако пока колоссальных скачков в ценовой динамике мы не наблюдаем. Может быть, сейчас рост цен сдерживается за счет внутренних ресурсов поставщиков стройматериалов, но не уверена, что такая ситуация сохранится и в будущем году.
Стоимость материалов занимает 60-70% в расценке, и чем чаще изменяется стоимость материала, тем чаще приходится корректировать и стоимость строительной работы. Специалисты нашего центра регулярно готовят для Минстроя отчеты по основным материалам-представителям и основным видам работ: эти данные являются исходными для формирования ежеквартальных индексов. Резкие колебания в стоимости немедленно вызывают вопросы у контролирующего органа, и мы, проверяя представленные данные в работе с поставщиками материалов, доказываем обоснованность расценки, либо выясняется ошибочность ее резкой динамики.
– Вы оказываете консультативную помощь строительным организациям. С какими вопросами к вам обращаются чаще всего?
– С разнообразными. Кто-то спрашивает, как пользоваться той или иной расценкой. Кто-то обращается к нам в ситуации спора заказчика с подрядчиком о применении дополнительных коэффициентов, индексов или вообще относительно технологических процессов. Задают вопросы и о том, как трактовать конкретные законы. Так что консультации для нас – понятие комплексное, и, к слову, мы консультируем не на договорной основе.
– Насколько активно вы работаете с отдельными районами Ленинградской области?
– Мы работаем со всей областью: муниципальными образованиями, профильными комитетами, а также с организациями, выполняющими крупные контракты с привлечением бюджетных средств, такими как подрядчики ЛАЭС-2, ОАО «Метрострой». Особенно напряженный ритм у нас с конца апреля по конец сентября, поскольку в основном специалисты центра проверяют сметы на капитальный ремонт дорог, сетей тепло- и водоснабжения и канализации, кровель детских садов, школ и больниц. Кроме того, мы проверяем сметы на капитальный ремонт лечебных учреждений, в том числе обустройство их доступности для маломобильных групп населения, подготовки социальных объектов к зиме и т. д.
– Бытует мнение, что администрации сельских поселений обеспечены менее квалифицированными кадрами, чем администрации городских поселений. Вы разделяете эту точку зрения?
– Квалифицированные профессиональные кадры – это вообще большая проблема, и неважно, идет ли речь о поселениях Ленинградской области, Санкт-Петербурге или других регионах России. В свое время профессиональное обучение первого уровня, к сожалению, было фактически разрушено. Сейчас это все пытаются воссоздать, и слава Богу, но для этого, конечно, нужно время. А сметчиков вообще особо нигде и никогда не учили: полгода на последнем курсе института, посвященные составлению сметной документации, в расчет вряд ли стоит принимать. Сметчиками становятся, только наработав опыт. Как ни парадоксально, негативное влияние на качество работы сметчиков оказали компьютерные программы, облегчающие составление сметной документации. Если раньше сметчики четко знали, с какими сборниками работать, где какие данные искать, теперь молодые специалисты надеются преимущественно на программу, забывая о том, что должен быть обязательный печатный экземпляр сборника с обновленными данными, по которому можно проверить информацию, заложенную в компьютер.
– Что наиболее интересного выявилось в ходе ваших проверок сметной документации в последнее время?
– Когда формируется целевая программа – допустим, по ремонту дорог, тепловых сетей и т. д., каждое муниципальное образование предлагает перечень своих объектов, и в одни и те же сроки нам надо проверить всех. Но уникальности в таких сметах, разумеется, нет: капитальный ремонт, ничего выдающегося.
– А типичные ошибки бывают?
– Случается. Например, без веских на то оснований в смете заменяют расценки. Напомню, расценка складывается из стоимости заработной платы, эксплуатации строительных механизмов и материалов. Бывает, один материал заменяется на другой, однако это допустимо только в определенных случаях. Допустим, ресурс уже устарел, но еще находится в базе. Но даже понимая, что ресурс уже не производят и его необходимо из расценки исключить, мы не можем не запрашивать основания для изменения расценки. Когда это объективные основания (не выпускают уже котел старого типа или трубы определенного диаметра; новый материал обоснован в госте или СНиПах), замена допускается. Но приходится сталкиваться и с заменой материала просто по желанию, потому что заказчику нравится не тот, который заложен в расценке. Например, хромированное лестничное ограждение в детском саду – это красиво, но не заложено в расценки. Или импортное оборудование вместо аналогичного отечественного. Или слой дорожной одежды толще стандартного. Если заказчик настаивает на этом, мы требуем составлять техническое задание, где прописываются все технологические процессы и применяемые ресурсы. Если это областной бюджет, то согласовать техническое задание должен профильный комитет, распоряжающийся средствами. Если это муниципальный бюджет, то необходимо согласование главы администрации. В отсутствие согласования расценки в смете заменяются на изначально предусмотренные.
Справка:
Региональный центр ценообразования в строительстве по Ленинградской области (ООО «ЦИНИНС») – одна из 89 подобных организаций в субъектах РФ. Центр был создан в 1992 году, когда федеральные власти решили вновь взять под контроль ценообразование в строительной отрасли после либерализации цен во второй половине 1980-х годов.