В Ленобласти обсудили детали дорожной одежды
Результаты продолжающихся прокурорских проверок качества ремонтных работ на дорогах Ленинградской области вызвали вопросы у правительства региона. Между тем только по 21 материалам городских и районных прокуратур уже возбуждено 14 уголовных дел. Правда, они не дошли до суда, а одно дело было закрыто вышестоящей инстанцией.
«Слишком много дырок. Есть недоверие к экспертной организации. Есть сомнения в корректности освещения происходящих процессов в СМИ», – так сформулировал Георгий Богачев, вице-губернатор по строительству Ленобласти, основные вопросы в связи с проверкой качества дорожных ремонтов в регионе.
«После волны резонансных публикаций в СМИ такое впечатление, что на дорогах Ленинградской области только и делают, что воруют деньги и наносят им ущерб. Позиция правительства Ленинградской области – что это далеко не так», – объявил Георгий Богачев.
Нормативное разнообразие
По мнению Алексея Волкова, заместителя председателя Комитета по дорожному хозяйству Ленобласти, в связи с проверками качества ремонтов дорог сложилась «парадоксальная ситуация». При подготовке технического задания для подрядных организаций, выполняющих ремонт региональных дорог, в качестве исходного нормативного документа комитет воспользовался ВСН 19-89 (ведомственными строительными нормами) с более жесткими требованиями, чем в привычном для дорожников СНиП 3.06-0385. «Керны, отобранные в рамках проверки прокуратуры, подтверждают, что в ряде случаев подрядчик сработал именно по СНиПу», – отметил Алексей Волков.
Областной Комитет по дорожному хозяйству не только имеет собственную лабораторию для контроля качества дорожных работ, но и привлек стороннюю организацию – ЗАО «Нева-Дорсервис», осуществляющую технический надзор. Таким образом, создана многоступенчатая система контроля качества, и каждая контролирующая структура берет керны. «А дороги мы в итоге не лишимся? Самый простой способ проверить, сколько асфальта на дороге, – снять его и померить», – прокомментировал Георгий Богачев.
Кроме того, по мнению Георгия Богачева, в ситуации, когда коммерческая организация представляет интересы государства и проверяет другие коммерческие структуры, изначально заложен конфликт интересов.
Сертификат решает все
Объясняя позицию прокуратуры Ленинградской области, и.о. начальника управления по надзору за исполнением федерального законодательства Сергей Петриченко рассказал о том, что в прокуратуру регулярно поступают жалобы жителей как Ленобласти, так и других российских регионов, следующих через территорию области, на состояние автомобильных дорог. Только за октябрь нынешнего года подобных обращений поступило свыше 60. «Есть такое понятие, как сопутствующий фактор в причинах дорожно-транспортного происшествия. И процент того, что ДТП произошло по причине некачественного дорожного покрытия, достаточно высок», – отметил Сергей Петриченко. Он напомнил, что в апреле нынешнего года на имя губернатора региона было направлено представление о качестве работы Комитета по дорожному хозяйству за подписью прокурора области. В результате в комитете произошла смена руководства. «Сейчас настрой у руководства комитета на наибольшее, по моему мнению, взаимодействие в части выявления нарушений и адекватных мер реагирования», – подчеркнул представитель прокуратуры.
Проверки качества дорожных ремонтов идут в соответствии с планом, утвержденным прокурором Ленинградской области после изучения документации по всем дорожным контрактам, срок исполнения которых истекает в нынешнем году. При этом в поле зрения надзорного органа попали дороги не только региональные, но и местные. По данным прокуратуры, сумма хищений только по муниципальным контрактам на выполнение дорожных ремонтов превышает 72 млн рублей. «Полагаю, что в случае взыскания этой суммы в бюджет можно будет решить достаточно большое количество проблем Ленобласти», – сказал Сергей Петриченко.
В то же время Константин Никитин, заместитель прокурора области, комментируя выбор экспертной организации и сообщения о результатах проверок, указал, что, во-первых, обязательным условием привлекаемой экспертизы должно быть наличие у нее аккредитации (ООО «ДИЦ «Северо-Запад» – единственная такая организация в СЗФО). Во-вторых, в информации о проверках не содержится указания на чью-либо вину. «Мы устанавливаем предварительно, что есть признаки состава преступления. Далее материалы исследований направляются в следственные органы», – подчеркнул заместитель прокурора Ленобласти.
В свою очередь, Михаил Хренов, руководитель ООО «ДИЦ «Северо-Запад», заявил, что качество дорожных ремонтов исследуется по утвержденной методике. «Есть государственный контракт, устанавливающий определенные требования. Мы оцениваем соответствие этим нормативным требованиям. Если что-то не соответствует, исследуем далее, какой ущерб нанесен дороге, причем не только от хищения средств, но и вследствие низкого качества работы», – объяснил он.
Сила печатного слова
Сами руководители подрядных организаций, к результатам работы которых и возникли претензии у прокуратуры, признают расхождения с нормативными требованиями, однако объясняют это объективной необходимостью. «Наша задача – сделать дорогу ровной. С учетом естественного рельефа где-то слой дорожного полотна может быть чуть толще, а где-то чуть тоньше», – объяснил Леонид Гиндин, генеральный директор ООО «АБЗ № 1». Эта подрядная организация, отстаивая свое доброе имя, даже отобрала дополнительные керны на дороге в Киришском районе. «В рамках гарантийных обязательств мы устраним любые неполадки на наших объектах», – подчеркнул господин Гиндин и призвал прокуратуру «не заявлять странные суммы ущерба», поскольку это «возбуждает странную ангажированность».
Вопросами о характере раскрытия информации задается и профильный вице-губернатор. «У нас и прокуратуры немного разные взгляды на то, как быстро начинать информировать заинтересованную общественность о выявленных нарушениях, поскольку факты нарушений еще предстоит доказать», – заявил Георгий Богачев. К слову, до сих пор ни подрядные организации, ни правительство Ленинградской области не располагают заключениями экспертизы по результатам проверок. Соответствующий запрос в прокуратуру от имени губернатора Ленинградской области будет направлен в ближайшее время.
В целом, несмотря на достаточно серьезные расхождения в позициях участников встречи, Георгий Богачев отметил целесообразность обмена мнениями о качестве дорожных ремонтов и его контроле со всеми заинтересованными сторонами. «После такого разговора подрядчики лишний раз перепроверят сами себя, не понадеются на то, что нарушения останутся незамеченными», – резюмировал вице-губернатор.
Мнение:
Владимир Валдин, эксперт движения «Город и транспорт»:
– Для меня в российской действительности аккредитации и лицензии экспертов мало что значат. С неким скепсисом при прочих равных я предпочту сертифицированную организацию, но если будут другие, более весомые для меня показатели, в частности репутация, то они и станут приоритетом. И если исходить из критериев профессионализма и репутации, почему бы коммерческой организации и не представлять государственные интересы?
Что касается количества отбираемых для проверки проб, подчеркну: в Финляндии, Германии, других странах, где таких серьезных проблем с дорожным покрытием, как у нас, нет, я вообще не видел следов кернения. Скорее всего, там используются иные, неразрушающие, но при этом более качественные методы контроля за состоянием дорожного полотна. Наверняка используется ультразвуковое или иное сканирование, которое делается на ходу и по всей поверхности, а не этот выборочный контроль.
Кстати:
В нынешнем году только на текущий ремонт региональных дорог (без учета расходов на капитальный ремонт и содержание) в областном бюджете предусмотрено около 4 млрд рублей. Ожидается, что общий объем введенных в эксплуатацию автодорог составит почти 400 км. Это примерно 50% от нормативного показателя, однако, подчеркнул Георгий Богачев, это намного больше, чем в предыдущие годы.