Вадим Тюльпанов, председатель Законодательного собрания:Почему нельзя пойти по пути Москвы?

Начало работы депутатов Законодательного собрания
Санкт-Петербурга третьего созыва ознаменовалось появлением на первых ролях новой фигуры – Вадима Тюльпанова, избранного спикером городского парламента. На прошлой неделе он ответил на вопросы «Строительного Еженедельника». Безусловно, многое из сказанного г-ном Тюльпановым найдет в строительном сообществе самые разные отклики, поэтому
мы приглашаем всех заинтересованных в диалоге представителей исполнительной власти и бизнеса высказать свое мнение на страницах нашей газеты.

– Вадим Альбертович, пост спикера городского парламента ко многому обязывает. Прежний опыт работы, в том числе в качестве вице-спикера, помогает ли в вашей сегодняшней работе?
– Когда я был избран вице-спикером во втором созыве ЗС, мне достаточно часто приходилось замещать моего предшественника Сергея Тарасова и вести пленарные заседания. Последнее время я выполнял не меньший объем работы, чем сам спикер. Руководство Законодательным собранием – это огромная ответственность, так как необходимо координировать работу не наемных работников, а народных избранников.

– Ваш прогноз предстоящего развития событий по выборам заместителей председателя Законодательного собрания, формированию его комитетов и комиссий.
– Надеюсь, что благоразумие восторжествует, и депутаты, входящие в блок «Единый город», примут правильное решение и приступят к выполнению должностных обязанностей, возложенных на них избирателями. Распределение состава комиссий и комитетов вряд ли кто-нибудь из наших горожан может назвать ключевым вопросом в обеспечении жизнедеятельности города. Существующий ныне баланс сил имеет место только с января этого года. До этого ключевые комитеты и посты в ЗС принадлежали членам так называемой прогубернаторской фракции, однако никто из оппонентов Смольного по этому поводу не устраивал никаких демаршей с кворумом. Если сейчас избиратели и депутаты сделали выбор, который не дал достаточно голосов членам блока «Единый город», чтобы занять ключевые позиции в Законодательном собрании, надо это принять и уважать мнение горожан. Это здоровый политический процесс, который основан на волеизъявлении наших избирателей. Сейчас в ЗС преобладают силы пропрезидентской ориентации, и я, как доверенное лицо Президента России, не могу этому не радоваться, потому что считаю, что у нас должна быть возможность проведения эффективной политики, основанной на курсе социально-политических преобразований, проводимом Президентом и Правительством РФ.
А давать оценку деятельности Президента, партии «Единая Россия» и других партий надо предоставить не политикам, а избирателям нашего города. Я думаю, что на выборах губернатора Санкт-Петербурга и на выборах Президента России мы в очередной раз сможем снять пробу со шкалы политических пристрастий наших граждан.

– Как Вы в целом оцениваете состояние инвестиционно-строительного комплекса Санкт-Петербурга?
– Не могу назвать ситуацию благоприятной. Я сторонник того, чтобы строительные процессы в Санкт-Петербурге зависели бы исключительно от законодательства, а не от субъективного решения того или иного чиновника, неважно, сторонник он Президента России или губернатора Санкт-Петербурга. Должен быть единый закон, по которому действует чиновник, а когда существует система многочисленных подзаконных актов, ведомственных инструкций, распоряжений губернатора – все это дает свободу маневра.
Вряд ли можно назвать инвестиционно-строительную политику в нашем городе удачной. Это касается и исторического центра, где мы – простые горожане, видим пустые глазницы окон домов, ожидающих годами реконструкции или капитального ремонта, и еще не вполне освоенных спальных районов. По сути, рынок искусственно замкнут на ряд местных игроков. Практически отсутствуют иностранные или московские инвесторы. Что же касается вопроса о строительстве нового жилья, то здесь, к величайшему сожалению, применяется технология уплотнительной застройки, когда в крошечный промежуток между существующими жилыми домами пытаются всадить не один, а два или три небоскреба.
Отдельно меня беспокоит вопрос с расселением «хрущевок». Если в Москве абсолютно реально предполагать, что к 2010 году не останется ни одной панельной «хрущевки», что подтверждается темпами реконструкции, то в Петербурге случаи расселения «хрущевок» единичны и являются больше исключением, чем правилом.

– В прошлом году, в том числе и со стороны Законодательного собрания, наблюдался, что называется, «негативный накат» на инвестиционно-строительный комплекс нашего города. Ряд депутатов довольно резко высказывались как в адрес административных структур, так и в адрес частных инвестиционно-строительных компаний. На ваш взгляд, чем это вызвано и насколько объективны такие выступления? Будут ли они впредь иметь место?
– Депутаты ЗС – это прежде всего представители своих избирателей в Законодательном собрании, и какая же иная может быть оценка деятельности ряда строительных структур, когда уплотнительная застройка, проводимая ими, резко негативно сказывается на жильцах соседних домов, а о том, что стоимость их недвижимости, попавшей в тень большого небоскреба, снижается на 10%, об этом частные инвестиционные компании предпочитают не задумываться. То, что вы называете «накатом» есть нормальная реакция народных депутатов на те проблемы, которые существуют в их округах. Я считаю ненормальной реакцию губернатора, который отказался подписать закон об учете мнения населения. Наложив вето на этот закон, губернатор лишил жителей города права на защиту своего дома от социально неответственных застройщиков и коррумпированных чиновников, закрывающих глаза на многие недочеты при завершении строительства.

– Какие законопроекты, затрагивающие интересы строительного комплекса города, из уже рассматривавшихся ранее, Вы считаете важным включить в повестку пленарных заседаний в ближайшее время и почему?
– Во-первых, это законопроект «О регулировании градостроительной деятельности». Принятие данного закона в первую очередь необходимо в связи с уже упоминавшейся уплотнительной застройкой. Активное строительство новых жилых домов на территории Санкт-Петербурга зачастую нарушает права и интересы жителей близлежащих к месту строительства жилых домов. Почти в каждом случае в ходе санкционированного губернатором строительства происходит столкновение интересов граждан и строительных организаций. Нередки случаи, когда строительство планируется и ведется вопреки Генеральному плану на период до 2005 года, и зачастую незаконное и непродуманное строительство приводит к разрушению соседних жилых домов. Конечно, необходимо строить новые дома и заселять туда людей, но почему нельзя пойти по пути Москвы, где уже давно и более плодотворно решается эта проблема путем реализации «расширительной застройки», а не «уплотнительной», как у нас.
10 июля 2002 года депутаты ЗС приняли решение «Об обращении Законодательного собрания Санкт-Петербурга к Губернатору Санкт-Петербурга В.А. Яковлеву», в котором предложили создать рабочую группу по разработке проекта закона Санкт-Петербурга, приостановить деятельность ИТК, привести в соответствие с федеральным законодательством правовые акты органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. Губернатор проигнорировал обращение депутатов, даже не ответив на него.
Учитывая данное обстоятельство, мы обязаны как можно скорее принять закон, регулирующий не формальное, а реальное участие в принятии градостроительных решений жителей нашего города, депутатов муниципальных образований и ЗС.
Второй важный законопроект Санкт-Петербурга «О защите зеленых насаждений на территории Санкт-Петербурга». В результате бесконтрольной и беспорядочной застройки города новыми зданиями очень остро стоит проблема уничтожения городских зеленых насаждений, так называемых «легких города». Зачастую строительство новых сооружений осуществляется на месте парков и скверов. Город постепенно превращается в «каменные джунгли», ухудшается и без того не самая благоприятная экологическая ситуация в Санкт-Петербурге, массовая вырубка деревьев и кустарников в конечном итоге приводит к тотальному ухудшению здоровья наших жителей. Поэтому так важно как можно скорее принять закон о защите зеленых насаждений на территории нашего города.
В настоящее время в перечне проектов нормативно-правовых актов Законодательного собрания Санкт-Петербурга находится более двухсот документов.

Автор: Подготовила Елена Кузнецова
рубрика: Тенденции и перспективы
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.