«Российские компании абсолютно конкурентноспособны в проектировании намывных территорий»

В этом году планируются  работы по созданию искусственных  территорий площадью 450 га в акватории Финского залива севернее поселка Лисий Нос. Михаил Николаевский, генеральный директор «Морстройтехнологии», которая занимается разработкой проектной документации, и главный инженер компании Александр Егоров рассказали корреспонденту «Строительного Еженедельника» Галине Вавиловой об основных этапах работ.

– На какой стадии сейчас находится проект?
Михаил Николаевский: В рамках реализации этапа по созданию и стабилизации территории проект прошел целый ряд последовательных стадий. Осуществлено общественное обсуждение проекта, получен целый ряд необходимых согласований, в том числе результаты двух независимых общественных экологических экспертиз, проведены соответствующие изыскания. В ближайшее время откорректированная по результатам обсуждения проектная документация будет направлена на государственную экологическую экспертизу. Затем останется пройти Главгосэкспертизу и получить разрешение на строительство. Вся разрешительная документация гипотетически может быть получена уже осенью этого года. 
 
– Из каких этапов будет состоять процесс создания территории?
Михаил Николаевский: Создаваемая территория делится на два участка. Это южная планировочная территория площадью 318 га и северная – 120 га, из которых 46 га – акватория яхтенной гавани. Они будут создаваться параллельно.
Александр Егоров: Одной из ключевых задач, поставленных перед нами заказчиком, был поиск наиболее оптимальной технологии создания территории, которая учитывала бы существующие особенности и максимально минимизировала воздействие на окружающую среду. Нами рассматривалось несколько вариантов образования территории.
Первый вариант – привезти весь песок автотранспортом. Однако в этом случае на протяжении нескольких лет Приморское шоссе работало бы за пределами пропускной способности, а жители очень страдали бы от шума и пыли. От этого варианта пришлось отказаться, в том числе учтя пожелания граждан, высказанные в ходе общественного обсуждения. 
Второй вариант – привозить песок шаландами. Для этого потребовались бы дополнительные затраты на создание подходного канала (на участке глубины в некоторых местах составляют всего 70 см), а это дополнительный экологический ущерб и неоправданные затраты. К тому же сроки реализации такого проекта оказались бы очень длинными из-за ограниченной летней навигации. 
В результате мы остановились на третьем варианте – создание искусственной территории путем намыва островной части до отметок +0,5 м.
Рядом с территорией реализации проекта находится лицензированный Сестрорецкий карьер, песок из которого будет использован для создания новой территории. Работы по намыву штабеля песка предполагается начать уже в этом году. Затем будет создана оградительная дамба (дамба обвалования) высотой +4,1 м и в следующем сезоне намыта территория острова до отметки + 0,5 м. После этого будет осуществлен комплекс мероприятий по поднятию отметок до +4 м. Благодаря применению данной технологии объем перевозимого песка сократится в 2 раза. Весь проект по организации рельефа должен быть реализован к 2015 году.
 
– Когда начнутся работы? И расскажите подробнее о структуре дамбы – выдержит ли она удары стихии?
Михаил Николаевский: работы непосредственно на территории могут начаться только после прохождения соответствующих инстанций и получения разрешительной документации. Если говорить о дате, то официально Росрыболовство разрешает начинать работы после 15 июня. Однако по факту это зависит от даты получения разрешения на строительство. 
Александр Егоров: При проектировании оградительного сооружения просчитывались абсолютно все нагрузки – ледовые, ветровые, волновые.  Осуществлено математическое моделирование. Проанализированы все возможные риски и угрозы. Проектом  предусматривается применение  высокопрочного шпунта, погружаемого вертикально или под наклоном. Дно в местах возможного размыва будет закрепляться габионами.
Михаил Николаевский: Создание подобных  берегоукрепительных сооружений составляет львиную долю стоимости проекта. В 10 раз дешевле просто мыть песок в воду, чем применять шпунт.(именно по этому пути идут в Голландии).
 
– Будет ли технология намыва отличаться от примененной при строительстве «Морского фасада»?
Александр Егоров: Да, будет. Принципиальное отличие заключается в том, что перед намывом территории по внешнему краю участка будет создана оградительная дамба (дамба обвалования), отгораживающая территорию проведения работ от остальной части Финского залива. То есть будет создано так называемое тело острова, которое впоследствии будет заполнено песком. Применение такой технологии кратно удорожает стоимость проекта, но в то же время позволяет защитить акваторию от размыва и существенно уменьшить выброс взвеси и донных отложений в период проведения работ. Еще одна дамба, препятствующая размыву береговой линии, будет создана вдоль берега. В результате на южном участке, когда начнется намыв самого острова, с юга на север вода будет вытесняться и проходить по обводному каналу вдоль берега длиной 3,5 км, фильтруясь через шандорные колодцы. На северном и вовсе получится замкнутая система. Грунт, полученный в результате дноуглубления яхтенной гавани, будет использован при образовании территории. Дополнительный песок сюда доставляться не будет.
 
– Какие изыскания были осуществлены и что обнаружено в результате этих работ? Насколько я знаю, в границах реализации проекта находится площадка, на которой много лет осуществлялось складирование снега. Что обнаружено в результате ее обследования? Какие меры предполагается принять?
Александр Егоров: На берегу, граничащем с северным планировочным районом, долгое время располагалась площадка по складированию снега. Также там расположены сестрорецкие очистные сооружения. В результате проведенных изысканий были выявлены места расположения некачественных, зараженных грунтов. Это точечные пятна общей площадью около 16 га. Проектом предусмотрены рекультивация и вывоз примерно 100 тыс. куб. м грунта на полигон в Красный Бор. Работы по рекультивации начнутся сразу же, параллельно с созданием штабеля.
Помимо этого были осуществлены работы по обследованию акватории залива в границах предполагаемого строительства. В результате обнаружено 6 взрывоопасных снарядов со времен войны (минометные мины и артиллерийские снаряды), которые были вывезены на полигон и утилизированы
 
– Можете назвать аналогичные проекты, существующие в мире?
Михаил Николаевский: Можно назвать, например, острова в Дубае, насыпанные в виде пальм, или голландцев со своим активным вторжением в воду. Но давайте реально смотреть: Петербург начиная с Петра I всегда был лидером в создании искусственных территорий. Еще в советское время намыт весь юго-запад города, часть Васильевского острова. Теперь создан «Морской фасад». Намыв шел в Петербурге постоянно. Соответственно, и технологии, и нормативы создавались у нас. У голландцев, например, нормативы по замутненности в 10 раз менее жесткие, чем в России. Поэтому не надо думать, что зарубежные компании  нас опережают. Сегодня можно говорить, что российские компании абсолютно конкурентноспособны в проектировании намывных территорий.
рубрика: Интервью
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.