Студии звукозаписи диктуют условия строителям

Петербург считается передовым городом в России в части звукозаписи. Однако специфические требования к помещениям не позволяют бизнесу развиваться слишком активно – затраты на создание студии не дают возможности быстрого возврата средств.

В Петербурге насчитывается 100-150 студий, работающих со звуком. «Профессиональными» из них участники этого рынка называют максимум 5, впрочем, считается, что в Москве их еще меньше.
Студия звукозаписи представляет собой комплекс из нескольких комнат. «Помещение для студии состоит минимум из двух комнат: аппаратная и непосредственно помещение для записи, – комментирует владелец студии RavenLoft records Алексей Спиридонов. – Например, у нас дело обстоит так: 10-метровая комната, в которой находится аппаратная – компьютер, студийные мониторы и собственно сам звукорежиссер. Из этой комнаты прорублено окно-стеклопакет в соседнее помещение, где и происходит непосредственно запись. Там находится исполнитель и музыкальное оборудование. Еще у нас есть помещение для отдыха с диванчиками, где можно посидеть и попить чаю».
«Основные каноны студийного помещения – приемлемая высота, площадь и геометрия помещения, достаточная нагрузочная способность перекрытий, удобство расположения оконных и дверных проемов, вид из окон, атмосфера, – говорит Александр Кравченко, музыкант, звукоинженер-акустик компании Sound Consulting. – Оптимально контрольная комната (стерео) должна быть 30-50 кв. м, тон-зал – 30-200 кв. м, вокальная комната – 9-20 кв. м. Звукоизоляция должна быть двухсторонняя, полнодиапазонная – до 80-85 Дб. Достигается это за счет структуры несущих конструкций, расстояния до источника, расчета и многослойных конструкций».
Звукорежиссер RP-studio Дмитрий Розе отмечает, что необходимая звукоизоляция рассчитывается исходя из результатов акустических измерений непосредственно на месте. Оценивается проникновение внешних шумов, расположение их источников, а также предполагаемое проникновение звука из студии в жилые, офисные или учебные помещения, если таковые непосредственно соседствуют со студией. Соответственно рассчитываются ограждающие конструкции. «Обычно это тяжелые конструкции: кирпичная кладка, иногда пенобетон», – заключает Дмитрий Розе.
В целом же, по мнению господина Розе, величина помещения для студии оценивается скорее объемом, а не площадью, и зависит от музыкального материала, который предполагают записывать в данной студии. «Для записи вокала вполне достаточно комнаты в 20 кв. м и высотой потолков 3 м (плюс тон-студия с увеличенным объемом), а для записи симфонического оркестра нужны объемы несравненно большие, – поясняет он. – Концертный зал Мариинского театра, являющийся одновременно студией звукозаписи, имеет только видимую (до элементов акустического дизайна) высоту около 15 м при соответствующей площади».
Павел Михеев, гитарист группы Eject, говорит: «Большинство музыкантов выбирают по-настоящему профессиональные студии, такие как «Добролет» или «Мелодия». В стандартном блочном доме просто невозможно сделать достаточно мощную звукоизоляцию так, чтобы к тебе не пришел участковый. У меня один знакомый записывал свой крайне экспрессивный вокал под несколькими одеялами, чтобы маме не мешать».
«Один из ключевых моментов: помещение не должно иметь прямых углов, – уточняет звукорежиссер maxkomov.com Максим Комов. – Прямые углы способствуют скоплению так называемых стоячих волн. В качестве отделки используются, как правило, дерево или камень. Зачастую материалы совмещаются для достижения разной окраски звучания помещения. В тон-зале производится запись акустических инструментов: барабанов, фортепиано, духовых, струнных. Вокальная кабинка (помещение для записи голоса) – около 3 кв. м. Как и тон-зал, вокальная комната не имеет прямых углов, но при этом должна быть акустически «мертвым» помещением. Контрольная комната – как правило, 10-15 кв. м. Это комната звукорежиссера. В ней находятся микшерная консоль, акустические системы для мониторинга, рэки с оборудованием и пр. По мнению многих зарубежных и отечественных звукорежиссеров, помещение в идеале не должно быть ни полностью заглушенным, ни полностью «живым». Это связано с необходимостью иметь объективный контроль при постпродакшне записанного материала».
Если подходить к требованиям для помещения «усредненной» коммерческой студии, то это от 100 до 300 кв. м площадей при высоте потолков не меньше 3,5, а лучше 5-6 м. «Студия меньшего размера будет ограничена в ассортименте выполняемых работ, студия большего размера может оказаться слишком рискованным коммерческим предприятием», – уверен Дмитрий Розе.
Немаловажную роль в создании студии играет и звукоизоляция. Материалов для нее сегодня на рынке нынче масса, каждый выбирает на свой вкус и кошелек. Наиболее профессиональный материал – экофон. Покрытие должно быть максимально неровным и шероховатым, и побольше старого доброго дерева – оно лучше всего влияет на звук. Желателен также неровный потолок – сводчатый либо искусственно искривленный. Помещение – определяющий фактор качества работы. Ни один самый дорогой и качественный аппарат не будет давать приемлемого звука в бетонной коробке.
рубрика: Пространство для бизнеса
автор: Дина Мартынова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.