Женское лицо строительного бизнеса

В преддверии Международного женского дня «Строительный Еженедельник» обратился к прекрасной половине строительного бизнеса Петербурга – женщинам-руководителям – с вопросами о том, как они пришли в эту сферу, легко ли быть женщиной-управленцем в строительной компании и с какими проблемами им приходится сталкиваться. 

Мария Голубева, член совета директоров группы компаний «Единые решения»:
– Я не согласна с тем, что строительство – не женская сфера деятельности. Может, с точки зрения силовых работ это так, но с точки зрения управления и концепции это как раз женское дело, ведь строительство – это созидание, а созидание – это издревле женская тема.
Строительство – это очень сложная, но при этом благодарная сфера деятельности: результаты работы видны очень быстро. Успеха можно добиться только упорным, качественным, ответственным трудом. Так получилось и у меня. Но чем выше должность, тем к большему она обязывает. Безусловно, тяжело преодолевать российский менталитет, стереотипы, устаревшие нормативы 1970-х годов. Но ничего стоящее не дается легко. 

Людмила Коган, генеральный директор ЗАО «БФА-Девелопмент»:
– В сфере строительства женщин по пальцам пересчитать, однако если им удается закрепиться в этой мужской отрасли, то они остаются там надолго. 
Сегодня женщина в строительстве – впрочем, как и мужчина, – должна разбираться в вопросах ведения строительного бизнеса, следить за новыми веяниями в сфере землепользования, жилищного хозяйства и градостроительства, знать основы законодательства. Конечно, бывает нелегко: иной раз необходимо и голос повысить, быть более жесткой, уметь оперативно решать проблемы, находить подход к мужчинам. 
Представительницы прекрасного пола, занимающие высокий пост, просто обязаны не бояться сложностей и всегда быть на высоте. Но при этом не забывать, что они – женщины.

Любовь Цуканова, генеральный директор ООО «Гром»:
– Женщина может быть компетентной в самых разных областях и профессиях.
Для меня проблема договориться, понять и принять делового партнера. Я исхожу из чувств «люблю – не люблю» этого партнера, насколько он симпатичен мне, есть ли на него обида. А вот наблюдая за мужчинами, я поражаюсь, как они ругаются, порой нецензурно, и все-таки договариваются. Они больше внимания уделяют работе, поэтому руководителей-мужчин больше. А женщина больше внимания уделяет детям и семье. Женщина более эмоциональна, но она и практичнее. 
В эту отрасль я пришла давно. Прошла путь от наемного сотрудника, рядового менеджера до учредителя компании и ее руководителя. Мне помогло умение сплотить вокруг себя команду из людей, которыми я дорожу, уважаю и люблю. Люди прежде всего! Какие бы трудности на пути не встречались, ты преодолеваешь их ради своей команды, окружения. Это самая лучшая мотивация. В настоящий момент наша компания относится к категории среднего бизнеса. Какой солдат не мечтает быть генералом? Вот и мы стараемся вкладываться в нашу компанию, чтобы она росла и крепла. Я желаю всем женщинам-управленцам надежных, обязательных партнеров и коллег, много любви и положительных эмоций.

Наталья Жукова, вице-президент ГК «Балтрос»:
– Укладывать кирпичи – конечно, не женское дело. Но строительная сфера – понятие гораздо более широкое, чем работа на стройплощадке. Есть достаточно много различных строительных специальностей, в которых женщины работают очень успешно. 
Для того чтобы стать эффективным управленцем в сфере строительства, прежде всего надо быть очень хорошим аналитиком – четко видеть тенденции рынка, про-считывать ходы на 3-4 шага вперед. Важна мобильность ума, способность искать и быстро находить эффективные решения для возникающих, иногда совершенно неожиданных вопросов. Ну и, конечно же, огромное значение имеет стрессоустойчивость. В строительной сфере я уже 6 лет. Я очень ценю разноплановость, динамику, которые всегда присутствуют в работе над масштабными, инновационными проектами ГК «Балтрос». Карьерного роста удалось достичь, наверное, потому, что люблю свое дело.

Лариса Окунь, заместитель генерального директора по маркетингу и продажам ИСК «Отделстрой»:
– Строительный бизнес – традиционно мужской, но в таких областях, как маркетинг и продажи, все-таки более востребованы женщины. Они настолько умеют убеждать, вселять доверие, обнадеживать, что любой страх, связанный с покупкой квартиры, уходит. В дополнение к этому, чтобы быть хорошим руководителем, женщина должна быть человеком умным, ответственным, широко мыслящим, обладать знаниями и опытом в своей сфере. 17 лет тому назад компания «Отделстрой» была небольшой субподрядной организацией, занимающейся отделочным работами. Часто за выполненные работы с нами рассчитывались не денежными средствами, а квартирами по взаимозачету, и компании нужен был человек, который бы занимался реализацией этих квартир. На тот момент этим человеком была я, занимаясь и рекламой, и маркетингом, и продажами. Компания росла – мы уже сами строили и продавали квартиры. С 2005 года были созданы самостоятельные подразделения – отдел продаж и отдел маркетинга, которые я возглавила, пройдя долгий путь и на личном опыте поняв все тонкости работы. 

Анна Каштан, директор дирекции по управлению персоналом ООО «Главстрой-СПб»:
– Быть женщиной в строительной компании – то же самое, что и в компаниях других сфер деятельности. Для директора по персоналу люди, особенно хорошие люди и грамотные профессионалы, всегда ценны, ведь, как известно, «кадры решают все». А строитель – это не только суровый, ответственный и громкоголосый мужчина в каске, но и иногда сентиментальный, иногда трепетный и в глубине души трогательный человек, в том числе и зачастую женского пола. Я пришла в строительную отрасль из другой, не менее «неженской», – железнодорожных перевозок. Все, чего я достигла, мне кажется, связано с тем, что я просто очень люблю свою работу, все то, что я делаю каждый день на своем рабочем месте. А трудности – трудности есть всегда, но в хорошей команде можно преодолеть все.
рубрика: Опрос
автор: Андрей Семериков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.