Строительство магистрального газопровода Ломоносов – Кронштадт

Компания «СМУ-303» была создана в 1998 году и по праву считается в Петербурге одной из самых передовых, использующих в своей работе различные инновационные технологии. Здесь работают специалисты по строительству инженерных сетей и сооружений, а проектный отдел компании возрождает лучшие традиции проектных НИИ. 

В 2010 году компания ООО «ПМС-98», входящая в группу компаний «СМУ-303», получила ответственный заказ – проложить дюкер магистрального газопровода под дном Финского залива от железнодорожной платформы пос. Бронка до Цитадельского шоссе в Кронштадте. О том, как проходили работы, рассказал генеральный директор ООО «ПМС-98/ГК СМУ-303» – Сергей Владимирович Иванов. 
 
– Расскажите, пожалуйста, в чем состоит суть этого проекта.
– Реализация этого проекта является составной частью программы РЦП «Строительство объектов газификации в Санкт-Петербурге в 2007-2012 годах», в рамках которого было принято решение провести дополнительную газификацию Кронштадта. Дело в том, что проложенный в 1973 году газопровод более чем за 30-летний срок эксплуатации нуждался в реконструкции. Первоначально проект был запланирован в классической форме. Траншеи должны были прокладываться под заливом, то есть строительство предполагалось проводить так называемым открытым способом. Однако в этом месте проходят кронштадтский корабельный фарватер и проходной канал к портовому комплексу «Бронка». В связи с этим очень проблематично было перекрывать судоходный кронштадтский фарватер. Также в случае прокладки траншеи традиционным способом пришлось бы проводить крупные дноуглубительные работы. Поэтому подводные участки решено было прокладывать методом горизонтально направленного бурения (ГНБ). Кроме того, такой способ строительства газопровода снижает негативное влияние на экологию Финского залива.
 
– Как проходили работы на объекте?
– Такой проект очень сложен с технической точки зрения. Длина дюкерного перехода составляет 7610 м и состоит из двух ниток трубопровода. Строительство ведется на 3 участках. Прокладка газопровода методом ГНБ осуществляется с берега со стороны Кронштадта и со стороны Ломоносова. Осуществление бурения методом ГНБ в данном случае уникально. Скважины имеют очень большую протяженность (со стороны Кронштадта до точки выхода под водой – 2037 м, со стороны Ломоносова – 1650 м), а точки выхода находятся на дне Финского залива. 
 
– Трассы бурения имеют значительную протяженность. Неужели все время использовался только метод ГНБ?
– Непосредственно на акватории Финского залива строительство ведется открытым способом с помощью специальной техники, которая выполняет заглубление дна и строительство дюкерных укрытий. Подводно-технические работы на этом участке выполняет ООО «СПРУТ». На береговой базе делаются заготовки (плети) трубопровода для строительства, обвязываются специальными пригрузами и буксируются к месту проведения работ. Трубы, предназначенные для укладки в траншею на дне Финского залива, опускают методом свободного погружения. Все части трубопровода сваривают между собой в плети необходимой длины, после чего следует укладка труб и протаскивание в подготовленные скважины. ООО «ПМС-98» предстояло начать бурение на берегу со стороны Ломоносова, а выйти в подводном грунте в определенной точке.
 
– Какое оборудование использовалось при проведении работ?
– Работы проводились с помощью буровой установки Prime Drilling PD500/150 RP и Prime Drilling PD 100/50 RP. Эта спецтехника является уникальной, самой современной и обладающей наибольшими возможностями. Буровую установку можно использовать для прокладки как полипластиковых, так и металлических труб диаметром до 1200 мм. Трубы таких диаметров можно протянуть под землей на 2500 м, в зависимости от грунта. На сегодняшний день в России только 2 такие установки. Для работы машины создается специальная монтажная площадка, на которой устраиваются дополнительные специальные сооружения, необходимые для функционирования оборудования. Прокладка трубопроводов методом ГНБ проходит в несколько этапов. Сначала бурится пилотная скважина. Затем диаметр скважины постепенно увеличивается до необходимого размера с помощью специальных устройств – расширителей. На третьем этапе бурения в скважину протаскивается труба. 
 
– С какими-то проблемами приходилось сталкиваться в процессе работы?
– Разумеется. За последние десятилетия впервые был выполнен такой сложный объект на северо-западе РФ, аналогов которому нет, а в мире бурение скважин подобного типа производилось лишь в единичных случаях. Проект нестандартный: большая длина перехода, работы под водой, кроме того, работа в условиях сложного грунта. Грунты на участке бурения сложные, с множеством валунов. В ходе работы это создает дополнительные трудности инженерам-навигаторам при расчете пути проходки бура. Кроме того, следует учитывать, что при прокладке второй нитки трубопровода бур не должен отклоняться настолько, чтобы возник риск прокола соседней трубы.
 
– Сколько времени ушло на реализацию данного проекта?
– Всего за 2 месяца компания справилась с задачей на первом участке, и к ноябрю 2010 года работы были завершены. Учитывая специфику проекта, это рекордный срок. 
Третий, заключительный этап горизонтально направленного бурения прошел без осложнений, и в декабре 2011 года протаскивание закрытого трубопровода в Кронштадте было завершено. 
 
– Что еще осталось сделать для завершения работ?
– Заключительным этапом строительства дюкера газопровода под Финским заливом в ближайшее время будет стыковка трубопроводов, проложенных на первом, втором и третьем участках. Иными словами, соединение выходов в открытое море трубопроводов, проложенных методом ГНБ в закрытых переходах от Кронштадта и Ломоносова, с трубопроводом, проложенным открытым способом в траншее по дну залива. Хочу отметить, что для специалистов группы компаний «СМУ-303» возможность принять участие в таком сложном и нестандартном проекте позволила получить бесценный опыт проведения подобных работ. Участие компании в строительстве данного инженерного объекта в очередной раз подтверждает высокий уровень подготовки специалистов. Поскольку проведение столь масштабных инженерных проектов стало возможным, есть основания полагать, что в России подобные работы будут необходимы уже в ближайшем будущем. Существующие трубопроводы в стране устарели и требуют замены, большинство из них проходят под руслами рек. Так что опыт специалистов группы компаний «СМУ-303» вкупе с уникальным оборудованием будут очень востребованы.
рубрика: Паспорт объекта
автор: Татьяна Шубина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.