Александр Гришин: «Наша цель – повысить профессиональный уровень участников рынка недвижимости»

Рынок недвижимости сегодня очень мобильный. О том, как с помощью образовательных инициатив Гильдии управляющих и девелоперов (ГУД) соответствовать текущим запросам рынка недвижимости, «Строительному Еженедельнику» рассказал полномочный представитель ГУД в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, председатель Комитета по обучению и стандартизации ГУД Александр Гришин.

– Расскажите об образовательной деятельности гильдии.
– Гильдия является общественной организацией, и одним из ожиданий от ее деятельности является повышение профессионального уровня ее членов и участников рынка. Для достижения этой цели в 2011 году мы создали на базе гильдии ARE (Academy of Real Estate). Обучающие программы ARE включают несколько направлений, среди которых девелопмент, управление и эксплуатация коммерческой недвижимости, брокеридж и маркетинг. В ГУД в настоящий момент функционируют 9 комитетов, специализирующихся на различных вопросах в сфере недвижимости. В поле зрения экспертов комитетов попадают вопросы развития рынков жилой, офисной, торговой и гостиничной недвижимости, проблематика реализации и финансирования девелопеских проектов, вопросы градостроительства и архитектуры, экодевелопмент и энергоэффективность проектов, оценочная деятельность и многое другое.
Эксперты комитетов достаточно часто проводят обучающие семинары для всех, кто желает повысить свой профессиональный уровень и быть в курсе новейших тенденций развития рынка недвижимости. Несколько дней назад состоялся совместный семинар по оценке гостиничной недвижимости, организованный экспертами Комитета по оценочной деятельности ГУД и Комитета по гостиничной недвижимости ГУД. В рамках мероприятия был представлен обзор макроэкономических показателей, предопределяющих тонус развития «индустрии гостеприимства». Также эксперты детально рассказали о методах капитализации доходов в этом сегменте. В середине апреля состоится практическая конференция «Инструменты современного маркетинга. Как «продвинуть» недвижимость?». Эксперты гильдии представят слушателям обзор современных технологий и инструментов, позволяющих оптимизировать расходы на продвижение объектов недвижимости, а также увеличить доходность бизнеса посредством маркетинговых мероприятий. Кроме того, наши эксперты назовут 10 наиболее серьезных ошибок, совершаемых собственниками при позиционировании объекта.

– По каким образовательным программам сегодня проводится обучение?

– На сегодняшний день в нашем арсенале есть несколько обучающих программ. Среди них – разработанные экспертами гильдии программы «Управление коммерческой недвижимостью» и «Девелопмент и управление коммерческой недвижимостью». В частности, программа «Управление коммерческой недвижимостью» состоит из 4 курсов, которые длятся по 3 дня каждый, продолжительностью по 8 часов. Они позволяют в короткий срок получить общую информацию об управлении коммерческой и жилой недвижимостью. В 2011 году мы провели 7 курсов, где обучение прошли порядка 60 человек. В 2012 году мы намерены сохранить эти показатели.
Кроме того, гильдия проводит обучение по программе CPM «Управление недвижимостью» института IREM (Institute of Real Estate Management, США). Также мы сотрудничаем с Институтом управления коммерческой недвижимостью KIINKO (Финляндия), у нас есть американский курс CCIM «Инвестиции в коммерческую недвижимость», который пользуется спросом у финансистов и брокеров. Этот курс позволяет слушателям получить ответы на вопросы, что выгоднее – арендовать или покупать, продавать или сдавать в аренду, построить на собственные деньги или на заемные средства. На выходе человек получает практический инструментарий для ежедневной работы. Сейчас мы работаем над адаптацией курса по технической эксплуатации немецкого института управления недвижимостью. Думаю, что мы запустим его к лету.

– Гильдия также организует образовательные бизнес-туры. Расскажите о них подробнее.
– Примерно раз в квартал гильдия организует образовательные бизнес-туры в различные города мира. За время своего существования ГУД провела более 20 обучающих бизнес-туров в США, Люксембург, Австрию, ОАЭ, Голландию, Финляндию, Великобританию (Лондон), Германию (Франкфурт, Гамбург, Бонн, Кельн), Францию, Китай, Японию, Малайзию и другие страны.
В поездках традиционно участвуют от 20 до 40 представителей рынка недвижимости России. В большинстве своем участники – это топ-менеджеры компаний, принимающие решение о том, в каком направлении будет развиваться бизнес-структура, какие технологические решения будут использоваться при реализации того или иного проекта.
В 2011 году состоялось 4 таких бизнес-тура: в Германию, Австрию, Люксембург и США.
В этом году состоялись бизнес-туры в Финляндию, готовятся поездки в США (Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Лас-Вегас) и в Китай (Гонконг и Шанхай).
Сегодня рынок глобален, и посещение других городов, общение с представителями профессионального сообщества другой страны помогает лучше понять проблемы наших городов и найти оптимальные варианты для их решения, которые зачастую уже имеются у заграничных коллег.

– Какие глобальные мероприятия проводит гильдия для повышения профессионального уровня участников рынка недвижимости?

– Центральным мероприятием является Международный инвестиционный форум по недвижимости PROEstate. В рамках этого мероприятия проходит не только выставка, но и обширная деловая программа – конференции, круглые столы, мастер-классы и бизнес-туры на наиболее интересные объекты Санкт-Петербурга. Там обсуждаются глобальные вопросы, связанные с развитием рынка недвижимости в целом. Также в конце каждого года уже традиционным стало проведение рождественских саммитов, которые проходят в 7 городах России. На них подводятся итоги работы рынка недвижимости в крупнейших городах. Безусловно, эти два мероприятия способствуют повышению профессионального уровня всех участников рынка и формированию общественной дискуссии по значимым для рынка недвижимости вопросам. Также мы собираем делегации, в которых свыше 100 человек, для поездки на MIPIM и ExpoReal.

– Дефицит каких кадров, на Ваш взгляд, сегодня наиболее остро ощущается на рынке?

– С поступательным усложнением объектов недвижимости растет и потребность в квалифицированных технических специалистах. Их дефицит сейчас ощущается довольно остро. Также очень чувствуется дефицит специалистов в области градостроительства и градостроительного планирования. Многие признанные специалисты и советники, которые сегодня консультируют правительство, находятся уже в преклонном возрасте, и пришло время подумать о молодых кадрах. Между тем образовательных программ в этой области крайне мало.
Требования к профессионалам в сфере градостроительства существенно отличаются от тех программ, которые изучаются сегодня в вузах. Многие путают профессию градостроителя с профессией архитектора. Это не так. Для создания качественной, комфортной городской среды необходим симбиоз знаний в сфере архитектуры, экономики, социологии, транспорта, инфраструктуры и других важнейших составляющих.
Современное качество городской среды, проекты планировок, документы территориального планирования, генпланы городов не удовлетворяют ни горожан, ни девелоперов.
Задача по созданию генеральных планов российских городов и документов территориального планирования поставлена давно Президентом и Правительством России. Несмотря на это сроки ее выполнения переносились уже несколько раз. Многие девелоперы считают отсутствие такой документации одной из главных проблем, тормозящих развитие рынка недвижимости. Эти факты лишний раз подтверждают, что квалифицированных специалистов в этой области не хватает.

– Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать успешный управленец?
– Честность, компетентность и ответственность. Это самые главные качества.
рубрика: Управление и рынок труда
автор: Алена Шереметьева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.