Чужим в строительство вход заказан

Строительная отрасль закрыта для привлечения топ-менеджеров из других сфер. Таких случаев в Петербурге пока единицы. Это лишает рынок гибкости и возможности развития новых технологий управления, считают эксперты.

На строительном рынке не хватает профессиональных управленцев – единодушны и эксперты, и участники рынка. Но несмотря на это, строительные компании не стремятся привлекать менеджеров из других, часто более динамичных и конкурентных отраслей.
«Строительная сфера достаточно консервативна с точки зрения стандартов и технологий, – говорит Рафаил Алиев, управляющий партнер рекрутинговой компании HR Solutions. – Отрасль за редким исключением закрыта для притока неотраслевых топ-менеджеров, а следовательно, и новых управленческих подходов. Только сейчас намечаются тенденции, связанные с привнесением современных технологий строительства и (ре-)девелопмента на наш рынок».
Закрытость отрасли эксперты связывают с непрозрачностью рынка и нежеланием компаний рисковать выполнением проектов.
«При найме «непрофильного» либо недостаточно квалифицированного специалиста высока вероятность того, что он не сможет выполнить проект качественно, в срок и уложиться в необходимые бюджетные рамки», – говорит HR-директор ООО «Региональная гостиничная сеть» Дмитрий Смирнов.
Еще одна специфическая особенность – проектный характер работы строительных компаний и разветвленная сеть личных связей между участниками рынка.
«Как правило, за время реализации объекта формируется достаточно слаженная команда, в которую входят лица, ответственные за строительство объекта, – говорит консультант по подбору персонала EMG Professionals Ольга Егорова. – Сформированная проектная группа по завершении строительства переходит с одного объекта на другой, и, скорее всего, руководитель постарается забрать команду с собой. В сфере строительства рекомендации и личные связи остаются главным инструментом в поиске нужных и высокопрофессиональных людей».
Самый распространенный межотраслевой переход в строительные компании – на «непрофильные» должности (директора по маркетингу, финансам, юридического департамента). В этих сферах на первый план выходят менеджерские качества кандидатов.
«В любом случае у кандидата должны быть сильно развиты менеджерские компетенции, умение сплотить команду, лидерские качества, – говорит Дмитрий Смирнов. – Однако в команде такого топ-менеджера на участках, связанных со строительством, должны быть специалисты, хорошо знающие и имеющие успешный опыт работы по своей специализации на строительном рынке».
В строительный департамент человеку «со стороны», наоборот, попасть практически невозможно. Для таких сотрудников обязательны наличие профильного образования и успешный опыт возведения объектов. Переходы могут происходить лишь в рамках специализации, например из промышленного строительства в жилищное или высотное. Связаны эти процессы опять же с нехваткой специалистов.
Причем многие компании и вовсе стараются ограничить набор менеджеров «извне». «Мы стараемся делать ставку на свои кадры и привлекаем специалистов с рынка труда только при отсутствии потенциальных кандидатов внутри компании», – говорит Дмитрий Смирнов.
Только единичные компании, работающие на петербургском рынке, ставят во главу угла менеджерские качества руководителей.
«Управленцы из других сфер могут привнести новые подходы к управлению и организации бизнес-процессов в компании, новые технологии мотивации и управления персоналом, инструменты управления финансами и маркетингом с целью развития бизнеса, – говорит Рафаил Алиев. – Такие топ-менеджеры часто вдыхают новую жизнь в организацию и отрезают «атавизмы», которые удерживают компанию от развития и новых возможностей».
рубрика: Управление и рынок труда
автор: Антонина Асанова
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.