Трудности самообучения
В условиях нестабильного рынка компаниям полезно и необходимо внедрять системы управления знаниями, которые позволяют предотвратить утечку информации и помогают создать среду для постоянного роста сотрудников, говорят эксперты. Однако никто не знает, как это сделать.
В середине 1990-х годов крупные корпорации столкнулись с проблемой обработки знаний, накопленных специалистами компании. И особенно знаний, которые обеспечивают организациям преимущество перед конкурентами. Пример для школьников о том, что если отдать другу яблоко, у тебя его не останется, а если поделиться знанием, оно будет у вас обоих, приобрело новый смысл. Компании начали разрабатывать системы, при которых информация бы распространялась, обновлялась и, таким образом, генерировалось бы новое знание. Так возникла мода на внедрение технологий «самообучающееся организации».
«Самообучающаяся организация – это организация, которая управляет своими знаниями, – дает определение доцент факультета управления РГПУ им. Герцена Виктор Тимченко. – Это означает, что после увольнения сотрудник не уносит с собой базы контактов, личные связи и уникальный опыт. А благодаря тому что процесс получения и обмена знаниями планируется, управляется, знания переходят в собственность компании. Сейчас для этого существуют интеллектуальные решения на платформах Oracle, SAP».
«Как мне кажется, это именно сейчас становится все более и более актуальным, так как самообучающиеся организации способны быть более успешными в условиях неопределенности, изменчивости тенденций рынка», – говорит Ольга Севастьянова, независимый директор, член советов директоров группы компаний «Партнер-Инвест».
Как правило, в России острую необходимость во внедрении таких систем чувствуют креативные компании и корпорации, работающие на высококонкурентных рынках. Также системы по управлению знаниями внедрены в филиалах зарубежных компаний. В нашей стране успехов уже добились в АльфаБанке, DataArt, Lenovo, австрийской компании Strabag. Как говорят эксперты, сейчас схожую систему внедряет Сбербанк. О строительных компаниях, реализующих на практике подобную концепцию, никто из экспертов не слышал. Не знают о термине «самообучающаяся организация» и в строительных компаниях.
«У нас развита система наставничества, работает внутренний портал для доведения информации до сотрудников, проводятся тренинги и внутреннее обучение», – говорит руководитель направления подбора и адаптации персонала ЗАО «Росинжиниринг» Ольга Рахманова. Однако стратегии по управлению знаниями в компании нет.
«В нашей компании обучение связано только с внедрением каких-либо новых технологий, проектов. В рамках личностного роста обучение не предусмотрено», – говорит Анна Подоляк, HR-директор компании «Интарсия». Внутреннего обучения, порталов, систем по управлению знаниями в компании также не внедрено.
Однако эксперты единодушны в том, что выстраивать структуру самообучающейся организации необходимо. В периоды экономического кризиса и посткризисного развития компания, которая научилась извлекать правильные уроки из своих ошибок, становится сильнее своих конкурентов и, соответственно, более эффективно сохраняет и развивает свою позицию на рынке.
Компаниям не хватает позитивных примеров внедрения систем управления знаниями, считает тренер-консультант студии hi-hume проектов «Ерд» Алексей Аболмасов. «Как только они увидят или услышат об удачных примерах эффективного внедрения подобных систем, они начнут вкладываться и реализовывать такие проекты», – говорит господин Аболмасов.
В середине 1990-х годов крупные корпорации столкнулись с проблемой обработки знаний, накопленных специалистами компании. И особенно знаний, которые обеспечивают организациям преимущество перед конкурентами. Пример для школьников о том, что если отдать другу яблоко, у тебя его не останется, а если поделиться знанием, оно будет у вас обоих, приобрело новый смысл. Компании начали разрабатывать системы, при которых информация бы распространялась, обновлялась и, таким образом, генерировалось бы новое знание. Так возникла мода на внедрение технологий «самообучающееся организации».
«Самообучающаяся организация – это организация, которая управляет своими знаниями, – дает определение доцент факультета управления РГПУ им. Герцена Виктор Тимченко. – Это означает, что после увольнения сотрудник не уносит с собой базы контактов, личные связи и уникальный опыт. А благодаря тому что процесс получения и обмена знаниями планируется, управляется, знания переходят в собственность компании. Сейчас для этого существуют интеллектуальные решения на платформах Oracle, SAP».
«Как мне кажется, это именно сейчас становится все более и более актуальным, так как самообучающиеся организации способны быть более успешными в условиях неопределенности, изменчивости тенденций рынка», – говорит Ольга Севастьянова, независимый директор, член советов директоров группы компаний «Партнер-Инвест».
Как правило, в России острую необходимость во внедрении таких систем чувствуют креативные компании и корпорации, работающие на высококонкурентных рынках. Также системы по управлению знаниями внедрены в филиалах зарубежных компаний. В нашей стране успехов уже добились в АльфаБанке, DataArt, Lenovo, австрийской компании Strabag. Как говорят эксперты, сейчас схожую систему внедряет Сбербанк. О строительных компаниях, реализующих на практике подобную концепцию, никто из экспертов не слышал. Не знают о термине «самообучающаяся организация» и в строительных компаниях.
«У нас развита система наставничества, работает внутренний портал для доведения информации до сотрудников, проводятся тренинги и внутреннее обучение», – говорит руководитель направления подбора и адаптации персонала ЗАО «Росинжиниринг» Ольга Рахманова. Однако стратегии по управлению знаниями в компании нет.
«В нашей компании обучение связано только с внедрением каких-либо новых технологий, проектов. В рамках личностного роста обучение не предусмотрено», – говорит Анна Подоляк, HR-директор компании «Интарсия». Внутреннего обучения, порталов, систем по управлению знаниями в компании также не внедрено.
Однако эксперты единодушны в том, что выстраивать структуру самообучающейся организации необходимо. В периоды экономического кризиса и посткризисного развития компания, которая научилась извлекать правильные уроки из своих ошибок, становится сильнее своих конкурентов и, соответственно, более эффективно сохраняет и развивает свою позицию на рынке.
Компаниям не хватает позитивных примеров внедрения систем управления знаниями, считает тренер-консультант студии hi-hume проектов «Ерд» Алексей Аболмасов. «Как только они увидят или услышат об удачных примерах эффективного внедрения подобных систем, они начнут вкладываться и реализовывать такие проекты», – говорит господин Аболмасов.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова