Философский подход

Практически все попытки российских компаний внедрить системы внутренней коммуникации или управления знаниями потерпели крах. Начинать нужно с философии, говорят эксперты.

«Практически во всех крупных компаниях существуют внутренние порталы, и практически везде они мертвые, – говорит тренер-консультант студии hi-hume проектов «Ерд» Алексей Аболмасов. – В очень немногих организациях они до сих пор выполняют функцию корпоративного форума, на котором каждый может предложить решения для существующего проекта».
Еще один пример – дистанционные системы обучения e-learning, предназначенные для создания программ внутреннего обучения персонала. В период их бума многие компании вложились в развитие собственных образовательных порталов.
«Большинство курсов не соответствуют механизмам восприятия взрослого человека, их невозможно пройти до конца, – говорит Алексей Аболмасов. – Потому что электронные курсы делают либо педагоги, либо программисты, либо дизайнеры. Кроссфункциональных команд, выдающих качественный продукт, на рынке нет».
Подобная, только более глубокая проблема существует и с развитием самообучающихся организаций. Этот процесс предполагает перестройку системы управления, философии компании и деятельности самих сотрудников.
«Эту концепцию точно нужно внедрять, – считает господин Аболмасов. – Но компании не знают, как это сделать. Примеры, которые они видят, их не устраивают».
Одно из препятствий для внедрения такой системы организации – противодействие сотрудников. С ним, например, столкнулась «Интарсия». Одна из причин, по которой в «Интарсии» не развивается внутренняя система обучения, – неготовность сотрудников выступать наставниками, говорит Анна Подоляк, HR-директор компании.
«Часто организации сталкиваются со сложностью создания среды свободного обмена знаниями, – говорит Арташес Газарян, учредитель Школы управления и демократии. – Идея самообучающейся организации предполагает, что в ней не должно быть такого понятия, как незаменимость сотрудников, – знания должны свободно циркулировать и находиться в открытом доступе. Это связано с внедрением системы Total quality management, принципов командной работы».
Зачастую препятствует развитию самообучающейся организации и само руководство. Менеджеры не готовы передавать полномочия по определению того, чему и когда учиться сотрудникам, не готовы доверять подчиненным, признавать собственные ошибки и отступать от привычной модели управления.
«Большинство организаций проповедуют культуру успешности, умения зарабатывать, тогда как культура работы не ради денег, а ради развития, роста в России еще только формируется», – говорит доцент факультета управления РГПУ им. Герцена Виктор Тимченко.
По словам исследователей Йельского университета, именно такая философия компаний позволяет им существовать дольше. За последние 90 лет средняя продолжительность жизни компании, включенной в американский фондовый индекс S&P 500, снизилась с 67 до 15 лет. Тогда как в Японии, по данным кредитно-рейтингового агентства Tokyo Shoko Research, сейчас работает более 20 тыс. фирм, существующих дольше века, и несколько тысячелетних компаний. Секрет долголетия в том, что они управляются семьями, и прибыль – не единственная цель их существования, говорят исследователи.

Кстати:


Самообучающаяся организация – это организация, которая создает, приобретает, передает и сохраняет знания. Ее самоцель – постоянное совершенствование и развитие. Это позволяет ей быть более гибкой и успешно адаптироваться к изменениям рынка.
рубрика: Управление и рынок труда
автор: Антонина Асанова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.