Виктор Евдокимов: «Не гонитесь за дешевизной»

Председатель совета директоров ЗАО «СМУ-53» Виктор Евдокимов рассказал «Строительному Еженедельнику» о планах по участию в крупных государственных и инвестиционных проектах, о положении дел на объектах, где компания ведет работы, и о проблеме победы в тендерах.

– ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» формирует адресную программу по реконструкции 44,4 км теплосетей Колпинского и Пушкинского районов. Сметная стоимость программы – 2,2 млрд рублей. Планируете ли вы в ней участвовать?

– Конечно, мы к этому готовы. Мы участвуем во всех аукционах, но, к сожалению, часто проигрываем. Хотелось бы сказать заказчикам: не гонитесь за дешевизной. Когда участники конкурсов скидывают цену на 30-40%, становится ясно, что они не смогут качественно выполнить работы, потому что стоимость материалов для теплотрасс доходит до 80% объявленной в конкурсе суммы. Максимум можно скинуть 10%, чтобы осталась хоть какая-то прибыль, а все, что ниже, – блеф. Иногда конкурсы выигрывают люди, которые никогда не занимались строительством инженерных сетей. Например, мы участвовали в тендере по прокладке газопровода на одном из участков Благодатной улицы. Мы его проиграли, и, предложив сильно заниженную цену, выиграла компания, у которой нет ни аттестации технологий сварки, ни аттестации сварщиков. Другой пример. В Усть-Луге одна фирма со скидкой около 30% проложила водопровод. В результате после нее все пришлось переделывать. Я говорю заказчику: «Если бы ты добавил 20% к цене, по которой был отдан этот объект, я бы выиграл тендер, и после меня ничего не пришлось бы переделывать. А теперь ты вынужден платить снова как минимум те же деньги, которые были заплачены, чтобы исправить некачественную работу».

– Есть ли у вас планы по участию в коммерческих проектах?

– Да. Например, мы подали заявку на участие в тендере «Новатэка» по возведению инженерных сетей и дорог на площадке по строительству завода по производству сжиженного газа в Усть-Луге.

– В какой стадии прокладка газопровода на Благодатной улице?

– Очень сложная – организационно и технически – работа продолжается на Благодатной ул. на участке от Кубинской ул. до Витебского пр. Не закрывая дорожное движение, мы прокладываем две нитки газопровода среднего давления диаметром 800 и 700 мм. Еще в прошлом году мы закончили прокладку газопровода на Благодатной ул. между ул. Гагарина и Витебским пр., компания «Навигатор» проложила сети водопровода, однако, к сожалению, дорожники приступили к работам с большой задержкой. На участке от Московского пр. до ул. Гагарина получилось так, что мы закончили работы и ушли, а дорожники еще не пришли, и в результате там все замерзло. Теперь, чтобы приступать к дорожным работам, им придется ждать до мая, когда оттает мерзлота. Это произошло по причине отсутствия одного хозяина, который бы отвечал и за прокладку сетей, и за дорожные работы.
Мы, например, на многих объектах делаем и сети, и дороги, и в течение 5 лет несем по ним гарантийные обязательства. Мне кажется, именно по такому принципу должны работать компании, которые занимаются инженерными коммуникациями. Началась весна, я еду по дорогам – только положили асфальт, а уже ямы одни. Я считаю, что люди, которые кладут асфальт, должны минимум в течение 5 лет отвечать по гарантии. Например, на Западе заказчики оставляют 10% стоимости строймонтажных работ на гарантийный период. Если происходит гарантийный случай, а фирма, например, обанкротилась, заказчик за эти 10% без ущерба для бюджета нанимает другую компанию, которая исправляет брак. Почему-то эта схема в России не приживается.

– Когда вы планируете закончить реконструкцию сетей канализации в Колпино?

– Мы приступили к работам по реконструкции канализации города Колпино в конце 2011 года, она находится в плачевном состоянии. Учитывая, что к очистным сооружениям Колпино должен подключиться жилой массив «Славянка», работа ведется очень серьезная. Завершить объект должны в 2015 году, однако строймонтаж мы закончим летом 2012 года, после чего осенью, то есть на 3 года раньше, сдадим объект. На сегодняшний день мы закончили напорную часть – это треть объема, заканчиваем работы на ул. Севастьянова и на ул. Красной, остается самый сложный участок – пр. Урицкого.

– Какие проекты вы закончили в 2011 году?

– Для нас 2011 год оказался удачным, мы выполнили работы на многих объектах. Решили все вопросы, касающиеся исполнительной документации по инженерному обеспечению Крестовского острова. Ранее мы выполнили там весь комплекс работ на 12 улицах, начиная от прокладки сетей – газ, канализации, водопровода, «слаботочки» и т. д. – и заканчивая автодорогами и благоустройством. Мы своевременно отремонтировали теплотрассы вдоль пр. Просвещения и ул. Руднева. Эти работы мы выполнили в конце прошлого года, хотя должны были их завершить к маю 2012 года.
Также мы сделали подводящие сети водопровода для жилого комплекса «Северная долина» компании «Главстрой-СПб» – от ул. Жени Егорова с выходом на пр. Культуры. В хоте этой работы мы решили проблемы с владельцами двух гаражных кооперативов. Мы договорились с людьми, разобрали гаражи, продолжили сети, затем снова собрали гаражи – и люди довольны, и мы.
На Большом Смоленском пр. от пр. Обуховской обороны до ул. Седова и на ул. Димитрова выполнили серьезную работу по реконструкции сетей водопровода. Закончили работы и сдали в эксплуатацию сети на объекте «Цемент Северо-Запад» в Сланцах и выполнили подводящие сети водопровода и канализации на «Юго-Западной ТЭЦ». Кроме того, мы сдали в эксплуатацию сети и автодороги у одного из жилых домов в Рощино.

– Каким образом вы стремитесь к тому, чтобы работы выполнялись качественно?

– Наша работа зиждется на трех вещах – это кадры, строительная техника и качество работ. Кадры, к сожалению, никто не готовит. Приходится готовить самим. Список наших сотрудников, которые сейчас учатся в учебных комбинатах, укладывается в 7 печатных страниц. Работники проходят аттестацию по эксплуатации тепловых сетей, по промышленной безопасности, по газоснабжению и по проектированию. Переаттестацию проходят сварщики, машинисты автокранов, экскаваторов, энерго- и теплоустановок, ответственные за грузоперевозки и т. д. Что касается техники – она у нас самая современная, ведущих зарубежных производителей.

– Кто оплачивает обучение сотрудников?

– Мы сами. Обучение одного человека обходится нам примерно в 200 тыс. рублей. Для нас это большой груз, но, к сожалению, без этого невозможно качественно работать. Единственный отрицательный момент здесь – это переманивание кадров. Зачем, мол, вкладывать свои деньги, если можно перетянуть обученного работника в свою фирму. Я говорю своим сотрудникам: «Ребята, те деньги, которые предлагают, вам, конечно, заплатят в первые месяцы, но после этого зарплата понизится». Отработав в другой компании, многие возвращаются обратно. Одних берем, а других, если они нас сильно расстроили, не берем.

– Используете ли вы какую-нибудь из систем контроля качества?

– Работая с немцами, финнами, американцами, французами и другими иностранцами, мы пришли к выводу, что качество работ – основа всего. Поэтому мы первыми в городе начали вводить международную систему контроля качества ISO, причем не на бумаге, а в действительности. Приходилось убеждать каждого сотрудника в необходимости работать качественно. И далось нам это тяжело, но, как известно, «вода камень точит», и мы поступательно движемся вперед.
рубрика: Актуальная тема
автор: Алексей Егоров
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.