Александр Вахмистров: «У нас всегда есть план «Б»

Будущий год для строительной отрасли региона пройдет под знаком консолидации рынка, перераспределения активов в пользу крупных компаний, считает генеральный директор, председатель правления «Группы ЛСР» Александр Вахмистров. В интервью нашей газете он рассказал о планах группы по развитию проектов в Ленинградской области.  

 

 – Александр Иванович, говорят, что 2015 год обещает много неприятного застройщикам. А вы как думаете?
– Начну с того, что уходящий год стал для «Группы ЛСР» удачным. Все планы, которые были намечены, мы реализовали практически в полном объеме. Среди показателей, отстающих от запланированных, отмечу незначительное снижение объемов реализации песка, связанное с отсутствием на сегодняшний момент крупных инфраструктурных проектов. Мы ожидали, что инфраструктурное строительство будет вестись более активно.
Понятно, что 2015 год будет сложным. Скорее всего, сократится спрос на квартиры. На это повлияет и рост ипотечных ставок, и общая неуверенность приобретателя в завтрашнем дне. На мой взгляд, следующий год станет годом крупных диверсифицированных компаний. Таких, как «Группа ЛСР». Мы не боимся начинать новые проекты. Во-первых, потому что сегодня мы пока наблюдаем довольно устойчивый покупательский спрос. А во-вторых, благодаря разносторонности деятельности «Группы ЛСР» у нас всегда есть план «Б». Даже если спрос на квартиры существенно сократится, финансовый поток, который мы получаем от предприятий «Группы ЛСР», позволит нам достроить дома, уже поступившие в продажу.  
Безусловно, мы продолжим развивать сотрудничество с Ленинградской областью. Почти весь сектор производства строительных материалов «Группы ЛСР», за редким исключением, расположен в области, поэтому говорить о масштабах присутствия компании в регионе, думаю, излишне. Это и цементный завод в Сланцах, и кирпичные заводы в Никольском и Рябово, и производство нерудных строительных материалов в «Гранит-Кузнечное», и добыча песка в Выборгском и Всеволожском районах, а также Ленинградский речной порт, осуществляющий добычу и транспортировку морского песка. Как и в городе, в Ленинградской области «Группа ЛСР» является одним из самых крупных налогоплательщиков и работодателей.

– Не планируете расширять производственную базу?
– Нет. Мы трезво оцениваем ситуацию на рынке, и пока предпосылок для расширения мощностей не видим. Нет причин и для роста цен на стройматериалы. Скажу более, благодаря нам на рынке региона возникает профицит в производстве щебня, цемента, кирпича. Тем не менее спрос и предложение находятся в устойчивом равновесии. Процент загрузки наших предприятий довольно высок. Мы поставляем стройматериалы в Карелию, в Псковскую, Архангельскую области и в Московский регион. Недавно начали поставки специальных видов кирпича в Краснодарский край.

– В апреле текущего года ваша компания сообщила о приобретении земельного участка на территории бывшего аэропорта Ржевка с целью освоения под жилищное строительство. Трудно ли было решить вопрос перевода земли?
– Существенной проблемы в переводе не было. Изначально эта территория входила в состав населенного пункта, хотя и относилась к категории земель промышленного назначения. Были внесены корректировки в генплан, и теперь здесь разрешено жилищное строительство. Никаких социальных или политических аспектов этот перевод не затронул.
Сейчас мы разрабатываем проект планировки, заказали несколько концепций этого жилого комплекса. В ближайшее время выберем наиболее подходящую из них и постараемся сделать проект наиболее комфортным для проживания.

– Давно замечено, что «Группа ЛСР» не строит квартиры-студии. Это принципиальная позиция?
– Нельзя сказать, что мы являемся приверженцами исключительно крупногабаритных квартир. В нашем предложении хватает небольших однокомнатных квартир, но студии в 25-28 кв. м не строим принципиально. Этот формат имеет право на жизнь, но мы его не используем в своих жилых комплексах.

– Как планируется решить проблему транспортной доступности территории Ржевки?
– В организации легкорельсовой линии, которая могла бы связать город и область в этом направлении, у нас двоякий интерес. Во-первых, мы взяли на себя финансирование предпроектных разработок легкорельсового сообщения со Всеволожском (которое будет проходить мимо территории нашей застройки) в двух вариантах – наземного и надземного. Мы заинтересованы в создании хорошей транспортной схемы. Во-вторых, мы развиваем железобетонное производство, и в рамках устройства легкорельсового трамвая у нас есть наработки по применению железобетонных конструкций. Поэтому мы внимательно следим за развитием легкорельса как в области, так и в городе, чтобы найти себе применение в поставках целого ряда железобетонных изделий.

– Планируете ли заключить с областью соглашение «Соцобъекты в обмен на налоги» и возводить по этой программе детские сады?
– Мы подготовили и подписали соответствующее соглашение с правительством региона. И конечно, намерены реализовать его в проекте «Ржевка». На мой взгляд, область очень разумно ведет политику в плане обеспечения крупных застраивае­мых территорий объектами социальной инфраструктуры. Первый тезис, который они продекларировали, что если застройщик переходит на налоговый учет в Ленобласть, то 70% всех налогов, которые поступают от застройщика и его партнеров, они гарантируют направить на выкуп построенного объекта социнфраструктуры. Второй вариант интересен крупным холдингам, таким как мы, занимающимся различными видами бизнеса. Речь идет о возврате 50% налогов от ежегодного прироста по сравнению с базовым годом.

– Вам как человеку, имеющему колоссальный опыт государственного управления, какой вариант решения вопроса обеспечения новых районов соцобъектами кажется справедливым – Ленобласти или Петербурга?
– Не буду критиковать политику городских властей, но путь Ленобласти как минимум понятнее для бизнеса. Мы неоднократно поднимали этот вопрос в городе, поскольку для его рационального решения необходимо вносить поправки в налоговое законодательство и в закон о долевом строительстве. Можно «подарить» детский сад городу, но зачем же при этом платить налог на дарение? Тогда детский сад становится «золотым». Надеюсь, по этому вопросу город предпримет шаги к обоюдному удовлетворению сторон.

– В Ленинградской области вы возводите детские сады по схеме ГЧП. Каковы планы по развитию этого проекта?
– Изначально мы планировали построить 10 детских садов в этом году, и еще восемь в следующем. Однако пришлось внести корректировки в этот план по не зависящим от нас причинам, и в этом году мы сдадим только восемь детсадов. На следующий год, таким образом, остаются 10. В этом году мы сдаем три детских сада в самой Гатчине, два в пос. Сиверский Гатчинского района, еще по одному в Волхове, Приозерске и Лодейном Поле.
В следующем году детские сады будут построены в пос. Новоселье Ломо­носовского района, пос. Ропша Ломо­носовского района, Бокситогорске, Кин­гисеппе, Котельском сельском поселении Кингисеппского района, Сланцах, Отрадном, Кировске, пос. Рощино и Перво­майском Выборгского района. Детские сады «Группы ЛСР» появятся практически во всех районах Ленинградской области. Мы разработали для этой программы проекты шести типов детских садов, постарались сделать их индустриальными, подали заявки в Госстрой на признание их типовыми. Надеемся, что эта программа увенчается успехом.

– Насколько продуктивно складываются ваши взаимоотношения с муниципальной властью?
– Если говорить о детских садах, то, к сожалению, иногда возникает ощущение, что это нужно только нам. Хотя все совсем наоборот. Нельзя сказать, что для нас это высокорентабельный бизнес. Мы включились в эту программу, откликнувшись на просьбу губернатора, и, кроме того, для нас было интересно создать собственный типовой проект детского сада. Используя свое железобетонное производство, мы готовы качественно и технологично возводить детские сады в своих проектах и предлагать их заказчикам. Например, в будущем году мы планируем возвести девять аналогичных детских садов в Петербурге. Таким образом, эти проекты в разных регионах должны стать визитной карточкой «Группы ЛСР».

рубрика: Интервью
автор: Дарья Литвинова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.