Расстановка сил: без существенных перемен
Лидерами рынка демонтажа по-прежнему остаются три компании: ГК «Размах», ООО «Терминатор» и ГК «КрашМаш». Эта большая тройка контролирует не менее 80% рынка демонтажных услуг.
Периодически среди вышеназванных компаний меняется лидер. Но никаких предпосылок для серьезных рокировок нет. ООО «Терминатор» вышла на рынок в январе 2003 года с целью потеснить монополиста того времени – Ассоциацию по сносу зданий (ГК «Размах» до кризиса – «Строительный Еженедельник»). «В 2003 году в городе было актуально обновление Санкт-Петербурга перед 300-летним юбилеем. Спустя год мы уже делили рынок демонтажных работ практически на двоих», – вспоминает Кирилл Орт. В 2005 году в Петербург пришла компания «КрашМаш», которая также достаточно быстро стала одним из ведущих игроков в этом сегменте. «Мы не стали изобретать велосипед, а заключили соглашение о совместной деятельности с одной из крупнейших европейских компаний, всесторонне изучили передовой европейский опыт демонтажа и адаптировали результаты к отечественному рынку», – рассказал управляющий директор группы компаний «КрашМаш» Александр Васильев.
Всего в общей сложности в настоящее время на рынке демонтажных работ в Петербурге занято порядка 20 компаний. «Многие из них обладают 1-2 экскаваторами, тогда как гранды – десятком-другим различной специализированной техники. И этого вполне достаточно для конкурентной работы на рынке, ведь сегодня чтобы выйти на рынок, необходимо инвестировать миллионы долларов в технику, а главное – в подготовку квалифицированных кадров», – говорит Кирилл Орт. По словам генерального директора компании «АСН» Дмитрия Несмелова, на рынке существует ряд крупных компаний, которые профессионально занимаются этим направлением работ, имеют собственный парк высокотехнологичной техники, позволяющей вести работы на объектах различной сложности. И судя по тому, как снижаются цены в ходе тендеров, добавляет он, компаний, готовых выполнить тот или иной вид демонтажа, на рынке достаточное количество.
В кризис строительный мусор, который обычно для компаний, занимающихся демонтажом, был головной болью, стал приносить прибыль. По экспертным оценкам, до 90% материалов, получаемых в результате сноса, составляют кирпич и бетон. После переработки этих материалов могут быть получены щебень и бой кирпича. В столице из снесенных недостроенных зданий делают «подушку» для новых дорог. В Петербурге строительный мусор используют пока только для подсыпки строительных площадок. Их повторное использование естественным образом уменьшает стоимость нового строительства. «ГК «КрашМаш» внедрила в свою работу технологии, позволяющие повторно использовать материалы, получаемые в результате демонтажа зданий и, что очень важно, легитимизировала эту деятельность на территории РФ», – рассказывает Александр Васильев. Расходы на захоронение отходов составляют от 50 и до 100% от стоимости самого демонтажа. ГК «КрашМаш», как заявляют в компании, сократила такие расходы для заказчика до 3-7%, что автоматически привело к снижению стоимости демонтажа в 2 раза. В настоящее время компания имеет в своем распоряжении оборудование, позволяющее производить порядка 450-500 тыс. куб. м в год. Весь этот объем используется повторно.
В настоящее время после демонтажа здания в среднем около 50-60% вторичного щебня используется тут же для отсыпки площадок, временных дорог, засыпки котлованов при подготовке территории под строительство. Такой вариант экономичнее. К примеру, если щебень из бетона сегодня стоит около 300 рублей за 1 куб. м, то стоимость гранитного в несколько раз выше и составляет примерно 1000 рублей за 1 куб. м, плюс расходы на доставку его на стройплощадку.
Рециклинг строительных отходов, как уверяют специалисты, и в дальнейшем будет оставаться одной из основных статей дохода на рынке демонтажа.
рубрика:
Демонтаж
автор:
Агата Маринина