Ошибки по плану

Интересное и необычное архитектурное решение объекта коммерческой недвижимости привлекает к нему дополнительное внимание арендаторов. Однако зачастую оно может сделать планировку здания неэффективной и снизить доходы собственника.
 
Инвестиции в хорошую архитектуру коммерческих объектов не окупаются, говорят участники рынка.
«Инвестиции, которые мы вкладываем в фасады, в общественные зоны в бизнес-центре, не приносят абсолютно никакого дохода, – говорит владелец УК «Теорема» Игорь Водопьянов. – Русскому человеку все равно, каким будет фасад. Ему нужны простые бытовые вещи: парковка, доставка до бизнес-центра и дешевое питание».
Но зачастую непродуманные архитектурные решения приносят заказчикам еще и косвенный ущерб – в виде «мертвых зон», которые невозможно сдать или использовать, а также площадей, которые сдаются дешевле остальных.
«По факту мы имеем огромное количество зданий с совершенно неэффективными планировками, с большим количеством ляпов, с окнами не в центре коридора, а снизу или сверху, пересекающими перекрытия, – рассказывает управляющий партнер компании LCMC Дмитрий Золин. – Конечно, архитектура важна. Но надо думать в первую очередь о том, комфортно ли будет арендаторам работать внутри».
К тому же некоторые архитектурные решения, такие как сплошное или цветное остекление, могут создавать бытовое неудобство для арендаторов, а элементы украшения на фасаде здания – дорого обходиться собственнику с точки зрения эксплуатации.
«В основном ошибки могут быть в проектировочных решениях, – считает директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Александра Смирнова. – Например, несоответствие стандартам освещенности, в том числе естественной, планируемого количества окон в здании, низкая высота потолков и тому подобное. Зачастую подобные проблемы возникают при реконструкции старых зданий».
В 70% случаев нового строительства подобные ошибки возникают по вине самого заказчика, который не понимает, что он хочет», – уверен генеральный директор архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн. Еще 20% случаев неудачной планировки – результат непрофессионализма архитектора, а 10% – вынужденная мера при строительстве в исторической части города, в ситуации ограниченных возможностей.
Для того чтобы создавать здания эффективными, эксперты советуют застройщикам проектировать их «изнутри наружу».
«В первую очередь, когда мы говорим об эффективном функциональном зонировании, нам нужно поменять свой подход к созданию объекта, – поясняет Дмитрий Золин. – Сначала нужно продумать внутреннее зонирование объекта, а потом его как техническое задание выдать архитектору, чтобы он ваше видение того, как на земельном участке должен быть расположен объект, облек в красивую архитектурную форму».
«Заказчик должен знать, что он хочет, и уметь описать это архитектору, – говорит Никита Явейн. – А если не знает – нанимать дорогого и умного архитектора».
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Антонина Асанова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.