Архитектурные мастерские бьются за место под солнцем
Петербургский архитектурный рынок нуждается в притоке «новой крови». Застройщики хотят видеть в качестве архитекторов иностранцев и требуют от отечественных компаний нетривиальных решений.
Ежегодно в Санкт-Петербурге вводится около 2,5 млн кв. м жилья. По оценкам Евгения Богданова, генерального директора финского проектного бюро Rumpu, средняя цена проектирования в России составляет 400 рублей за 1 кв. м. Следовательно, годовой объем этого рынка – 1 млрд рублей. По оценкам специалиста, затраты на проектирование составляют 5-7% от общей стоимости строительства. При этом в Европе эта цифра значительно выше – 10-12%.
Евгений Богданов отметил, что себестоимость всего строительства формируется на этапе проектирования: для того чтобы снизить затраты в будущем, нужно вложиться в проект. «Стремясь сэкономить на сиюминутных расходах и ужимая бюджеты на проектные работы, застройщик рискует заплатить в будущем в разы большую сумму, чем та, которую он экономит сегодня. Грамотный проектировщик создает всесторонне продуманный проект, который в дальнейшем – на этапе строительства и эксплуатации – сполна окупит затраты», – уверен эксперт. По его словам, сейчас девелоперы стали ответственнее подходить к проектированию жилых домов и все чаще привлекают к работе иностранных архитекторов.
На рынке Санкт-Петербурга существует более 300 архитектурно-проектных компаний, объединенных в различные саморегулируемые организации. Однако далеко не все из них ведут активную работу. Как рассказал руководитель архитектурной мастерской «Студия 44» Никита Явейн, сейчас проектные подразделения крупных застройщиков занимают более 50% рынка. Сложилась устойчивая практика, когда крупные строительные компании выигрывают тендеры, а архитектурные бюро выполняют для них проект по договору субподряда. «Моя мастерская хорошо известна в городе, на ее счету много серьезных проектов, однако даже мы сейчас большую часть заказов получаем по такой схеме», – отметил Никита Явейн.
Традиционные архитектурные мастерские, по его словам, сейчас занимают не более 25-30% рынка и испытывают серьезную конкуренцию со стороны больших застройщиков. Оставшаяся доля приходится на иностранные проектные организации, мелкие «семейные компании» или бюро, нанимающие людей под конкретные заказы. «Еще во время кризиса застройщики перестали заботиться о внешнем облике жилых домов. Снизилось количество элитных домов, за последние 5 лет качество архитектуры в городе упало колоссально», – отметил архитектор.
Андрей Тетыш, председатель совета директоров АРИН, также уверен, что проектирование типового жилья – удел крупных компаний, поскольку небольшие фирмы не смогут справиться с проектирование даже небольшого квартала на 5-6 домов. «Архитектурные решения таких домов в большей степени определяет заказчик и рынок. Для массового жилья понятия архитектуры и вовсе нет, есть только конструирование и проектирование. Во-первых, в этом нет большой потребности, а во-вторых, покупатель не готов переплачивать за красивый внешний облик дома», – считает эксперт. Он отметил, что в сегменте элитного жилья, наоборот, оригинальное архитектурное решение проекта – еще один способ конкурентной борьбы. Для покупателя такого жилья крайне важен узнаваемый внешний облик здания. На этом сегменте рынка ни один застройщик не отдаст свой проект малоизвестной компании.
Именно поэтому на рынке сложилась практика, когда архитектурные мастерские специализируются на проектах жилых домов определенных сегментов рынка и, как правило, не выходят за их пределы.
Сейчас на рынке проектирования нередко встречаются небольшие компании, которые привлекают клиентов за счет ценового демпинга. Однако застройщики при выборе проектной организации руководствуются не только ценой, но и количеством и качеством прошлых проектов компании. Как рассказал Андрей Тетыш, стоимость всех проектных работ в жилом сегменте строительного рынка, как правило, не превышает 10% от общей стоимости строительства. И если при строительстве жилого дома эконом-класса затраты на проектирование не влияют на конечную стоимость квартир, то стоимость элитного жилья серьезно увеличивается.
Как рассказал Илья Еременко, генеральный директор компании «Сэтл Сити», в составе холдинга нет профессиональной проектной организации. «Мы к этому никогда не стремились, понимая, что каждый должен заниматься своим делом. «Сэтл Сити» – компания-девелопер, которая раскрывает потенциал участка и организует процесс застройки, а архитектор, в свою очередь, продумывает облик будущего здания», – уверен предприниматель. По словам Ильи Еременко, компания предпочитает не экономить на архитектурной концепции будущих объектов, поскольку она имеет решающее значение для успеха проекта. Доля этих затрат в себестоимости проектов «Сэтл Сити» составляет не более 3-5%.
рубрика:
Проектировщики
автор:
Мария Яцко